Не стало Вадима АБДРАШИТОВА.
От этой вести словно что-то оборвалось внутри…
Еще в середине декабря он был на кинофестивале «Сталкер», где президентствовал, вручал призы…
Сам не снимал давно. Двадцать лет назад вышли «Магнитные бури». Не снимал не по своей вине. Разные были обстоятельства – в основном финансовые.
«Слово для защиты», «Охота на лис», «Парад планет», «Поворот», «Армавир», «Слуга», «Плюмбум, или Опасная игра», «Пьеса для пассажира», «Остановился поезд», «Время танцора», «Магнитные бури». Одиннадцать полнометражных картин.
Это кино для нас для всех. Нужно только понять, услышать, почувствовать авторов – сценариста Миндадзе и режиссера Абдрашитова, которые создали вместе не одиннадцать фильмов, а целый кинематограф. А поняв, услышав, почувствовав, что-то изменить в себе, в людях, в обществе, в котором живем. Эти фильмы необходимо обдумывать, продолжать в себе. Возможно, и жить стали бы по-иному – совестливее, что ли…
Процитируем Наташу Басину. Вот небольшой фрагмент из ее рецензии на «Время танцора», написанной в 1998 году: «Война здесь “больше, чем война”: некое событие, узел на линии судьбы, завязав который, человек ли, общество ли вступают в свою новую историю. В этом смысле, наверное, и надо понимать абдрашитовское “могло случиться, где угодно”: мы вязали узлы в 91-м, в 94-м, в Москве, в Вильнюсе, в Чечне. Навяжем еще… Провинциальная российская мечта (а российская мечта всегда провинциальна) непременно размещает ”хорошо” – и во времени, и в пространстве – там, где нас нет. Нынче мечта эта в свободном полете, и просто нельзя было не снять фильм о том, что происходит, когда мы приходим туда, где нас не было…»
Редакция «ЭС»
«Экран и сцена»
14 февраля 2023 года.