Свинцом и огнеметом

«Звездная ночь». 2019. Фото с сайта Музея Ван Гога

«Звездная ночь». 2019. Фото с сайта Музея Ван Гога

К 80-летию выдающегося немецкого художника Ансельма Кифера – его работы представлены в лучших мировых собраниях, в том числе Эрмитаже и Лувре – два крупнейших художественных музея Амстердама впервые в своей истории объединили усилия для проведения грандиозной выставки. Инициатором стал Музей Ван Гога, пригласивший в партнеры расположенный в близком соседстве Городской музей (Стеделийк). Последний не только обладает коллекцией работ Кифера, но первым в Европе еще в 1986 году провел персональную выставку тогда сорокалетнего художника, оказавшую несомненное влияние на его дальнейшую творческую судьбу. (Самая же первая сольная выставка Кифера прошла в США в 1981 году.)

В название нынешней юбилейной выставки Ансельма Кифера положена строка антивоенной песни Пита Сигера, прославленной Марлен Дитрих, – Sag mir wo die Blumen sind («Где цветы, дай мне ответ»), исполнявшей ее и на английском, и на немецком языках.

Ансельм Кифер родился под бомбежками в городе Донауэшенген за два месяца до окончания Второй мировой войны и в детстве строил замки из обломков разрушенных домов. В юности учился сначала юриспруденции и романистике, затем живописи, позже посещал занятия Йозефа Бойса в Дюссельдорфской академии искусств.

Всю жизнь, кажется, находясь под гнетом мыслей о живучести идей нацизма, о трагедии Холокоста, о разрушительности молчания, Ансельм Кифер часто выбирает для своих работ материалы и техники, максимально будоражащие смотрящего, теснящие любые надежды и свет. Земля, песок, солома, пепел, зола, штукатурка, дерево, стекло, пожухшие листья, лепестки, семена, сусальное золото, металлическая проволока, сталь и свинец. О последнем он говорит: «этот материал единственный достаточно тяжел для того, чтобы выдержать вес человеческой истории» (в середине 1980-х во время реконструкции Кельнского собора Кифер приобрел свинцовые листы с его крыши и превратил их в невыносимой тяжести страницы книг). Некоторые свои полотна или их фрагменты художник обжигает из огнемета, подвергает электролизу, распарывает ножом и даже облучает.

Амстердамская выставка, длившаяся три месяца, начиналась в Музее Ван Гога с огромного зала, где были выставлены монументальные работы Кифера и прослеживались их, порой отдаленные, а порой наглядные, переклички с несколькими знаменитыми полотнами самого Ван Гога. Например, «Звездная ночь» (2019) – прославленные вангоговские витки облаков выложены здесь Кифером из соломы. Или «Непобежденное солнце» (1995) – с огромным увядающим подсолнухом, склонившим мрачную голову над лежащим у его подножия человеческим телом, чтобы осыпать его семечками, словно роем насекомых, стягивающихся к трупу в белесом мареве. И еще целый ряд огромного размера суггестивных пейзажей, воздействующих в первую очередь эмоционально.

«Интерьер». 1981. Фото с сайта Музея Ван Гога

«Интерьер». 1981. Фото с сайта Музея Ван Гога

В небольшом зальчике Музея Ван Гога были представлены и ранние работы художника, преимущественно 1963 года, когда 18-летний юноша получил грант, позволивший проделать путь по следам Ван Гога из Нидерландов в Бельгию и Францию. В этих портретах и графике Кифера, выставленных рядом с картинами Ван Гога, видно бесспорное дарование начинающего художника, но не так просто угадать направление – и мыслей, и художественных приемов, – в котором повернет впоследствии автор.

Переход в пространство музея Стеделийк короток, и первыми здесь, в холле на первом этаже, встречают две работы, сосредоточенные на истории послевоенной Германии: «Интерьер» (1981) и «Возрождение» (1972). Первая воспроизводит пространство гитлеровской Новой рейсхканцелярии, выстроенной Альбертом Шпеером в 1938 году, – вернее воссоздает то, что выстояло к весне 1945 года, времени рождения Кифера, работавшего в этом случае на основе фотографий: обуглившаяся коробка, чернота проемов, груда обвалившегося потолка – то, что осталось от мании величия, убежденности в мощи и вседозволенности. Вторая работа (из частной коллекции), несмотря на присутствие ярких, почти жизнерадостных тонов, транслирует изощренную тревогу. По просеке леса, сбросившего листву, еще устилающую землю кроваво-багряным тоном, под голубеющим небом куда-то в лесную глубь целеустремленно ползет змея. К квадрату картины добавлен вверху фрагмент в форме трапеции, изображающий несколько дощатых ступеней, ведущих к закрытой двери. Сбросит ли змея кожу, откроется ли дверь, каким будет новое начало, «возрождение», и не станет ли оно продолжением предыдущего конца – вопросы для Кифера, да и для нас, не праздные. Сам он признается: «Я все время расковыриваю открытую рану, которая никак не затянется, а наоборот, становится только глубже из-за происходящих в мире событий. Однако я верю, что если есть руины, то всегда можно начать сначала».

После затакта из этих двух работ зритель поднимается по ступеням белоснежной парадной лестницы XIX века на следующий этаж и попадает в тиски инсталляции, созданной в 2024 году специально для пространства галереи над лестницей Стеделийка. Причем название работы совпадает с названием всей выставки – Sag mir wo die Blumen sind.

Sag mir wo die Blumen sind. 2024. Фото Stedelijk Museum Amsterdam

Sag mir wo die Blumen sind. 2024. Фото Stedelijk Museum Amsterdam

Коллаж, замыкающий прямоугольный периметр (24 метра в длину) и не в последнюю очередь сосредоточенный на идее цикличности, выполнен в излюбленной Кифером пастозной технике. По изображенному почти на каждом фрагменте – скажем, над женскими фигурами или лежащим навзничь телом, из которого пробился цветочный кустик, – пущен текст (что тоже характерно для художника) той самой песни о замкнутом круге исчезновений: о цветах в руках девушек, вышедших замуж за юношей, которые ушли на войну и на чьих могилах выросли цветы. «Мы роем могилу в воздухе, где не тесно» – строка из стихотворения Пауля Целана, главного поэта для Кифера, здесь вспоминается не случайно.

Цветы прорастают и сквозь карман полусгнившей военной униформы: ее тут, разной степени разложения и покореженности, целые ряды – на вешалках, закрепленных в нижней части инсталляции.

С верхнего же уровня, откуда-то из потустороннего золотого свечения (сусального золота традиционно много) словно осыпаются рисованные лепестки роз – они попадают на униформу, и уже вполне реальные лепестки устилают кое-где пол под нашими ногами. В выданных посетителям наушниках звучит голос Марлен Дитрих и рефрен песни: «Когда же все наконец поймут?».

Есть еще несколько залов с работами Кифера – давними и довольно свежими – из фондов Стеделийка, все чрезвычайно многослойные по смыслам. Представлена и вторая монументальная инсталляция, сделанная специально для выставки и названная строкой из «Фауста» – «Поднимаясь, поднимаясь и опускаясь» (2024), навеянная литографией Маурица Эшера и состоящая из свисающей и тесно переплетенной, словно лианы, многометровой черно-белой фотопленки. Но впечатления от Sag mir wo die Blumen sind уже не перебить.

Остается только пройти в зал, где показывают по кругу несколько фильмов. Один из них – видеодокументация перформанса японского актера и танцовщика Мина Танаки. В нынешней мастерской Ансельма Кифера в Круасси (с начала 1990-х он живет и работает во Франции) в пространстве будущей инсталляции Sag mir wo die Blumen sind восьмидесятилетний Танака исполняет горькую танцевальную импровизацию, в том числе с истлевшей униформой на вешалке, которую потом бросает на пол, и она остается лежать, как очередное тело на поле боя. Импровизация эта вдохновлена главным и единственным зрителем – Ансельмом Кифером, сидящим поодаль в кресле с сигаретой.

В начале июня амстердамская выставка закрылась, а почти в те же дни в Москве на фестивале документального кино Beat Film Festival показали снятый в 2022–2023 годах полнометражный фильм «Ансельм. Шум времени» режиссера Вима Вендерса, еще одного ровесника Кифера.

«Вы не можете просто продолжать рисовать поля после того, как по ним проехали танки», – говорит в фильме Вендерса Кифер, и этой фразой сказано едва ли не все о его мироощущении.

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена»
Июнь 2025 года