Ушел из жизни актер-легенда
Помню свое первое интервью с Отаром Мегвинетухуцеси. В памяти навсегда запечатлелись его огромные серо-голубые глаза, их необычный, странный разрез. В те годы слава актера стремительно росла. Ради интервью со звездой в Тбилиси приехали мои коллеги – две юные московские журналистки. Они были страстно влюблены в грузинского артиста и с восторгом рассказывали о мужественной сдержанности Отара Мегвинетухуцеси, отсутствии у него всякой позы, обаянии, перед которым невозможно устоять. Это было неудивительно – в тот период на телеэкраны вышел фильм Гиги Лордкипанидзе “Берега”, и благородный разбойник Дата Туташхиа в исполнении Мегвинетухуцеси покорил сердца тысяч зрителей. Автор романа “Дата Туташхиа” гениальный Чабуа Амирэджиби обрел в лице актера своего героя. Такое точное попадание в образ казалось почти невероятным! После показа картины актер получил огромное количество писем. “Помню, как я сидела всю ночь у Гиги Лордкипанидзе и читала эти письма. Мы плакали и смеялись – писем пришло около тридцати мешков! Среди них было одно письмо, которое написала тяжелобольная, долгие годы прикованная к постели женщина. Зрительница писала, что когда фильм начали показывать каждый вечер по телевидению, она встала – Дата поднял ее своей силой!” – вспоминает жена Отара Мегвинетухуцеси актриса Гуранда Габуния.
Только одной этой замечательной роли было бы, наверное, достаточно, чтобы остаться в истории отечественной культуры. Но были другие вершины, и какие! Сатин, Сирано де Бержерак, Дон Кихот, Отелло, король Лир, царь Эдип, Понтий Пилат, Креон… И в каждой работе – космос! Отару Мегвинетухуцеси всегда поручали роли значительные – он сыграл национальных грузинских героев: писателей Илью Чавчавадзе и Александра Чавчавадзе, царей Давида Агмашенебели (Строителя) и Георгия I, художника Пиросмани. Это говорит об огромном доверии к актеру, ведь в представлении соотечественников (и не только) он воплощал в себе черты идеального грузина.
Чуть больше года назад 80-летний Отар Мегвинетухуцеси поразил пуб-лику своей прекрасной творческой формой. В тбилисском Доме актера имени А.Хоравы прошел его юбилейный творческий вечер. Зал был набит битком, желающих поздравить актера было очень много, так что стоящих оказалось значительно больше, чем сидящих. А Отар Мегвинетухуцеси был в этот вечер “на коне” – показывал монологи из своих знаменитых ролей, пел, танцевал и вновь зажег публику мощным темпераментом. Продемонстрировал широкий диапазон своих возможностей, выступив в комедийной сцене из спектакля “Провинциальная история” в паре с Гурандой Габуния. В Грузии часто подчеркивали гражданственность актера – это остро и современно прозвучало в его монологе из давнего спектакля “Страх” Афиногенова.
Горько сознавать, что уходит, ушло время великих трагиков, крупных актеров с ярко выраженным личностным началом. Вместе с кончиной Мегвинетухуцеси в театральном искусстве возникла ничем невос-полнимая пустота. Его действительно никем не заменить, не зря Михаил Ульянов, покоренный Отелло в исполнении Отара Мегвинету-хуцеси, бурно выражал свое восхищение, сравнивая актера с горными вершинами: “Эльбрус, Казбек! Выше того, что ты сейчас сделал, не бывает!”
Масштаб таланта Отара Мегви-нетухуцеси оценили как в Грузии, так и за ее пределами: он был награжден престижными российскими театральными премиями “Чайка” и “Кумир” за роль Креона из мхатовской “Антигоны”, а его Мотю Рабиновича из фильма “Изыди” отметили на международном фестивале в Токио как лучшую мужскую роль.
В последние годы Отар Мегвине-тухуцеси играл немного, но каждая его работа становилась праздником для зрителей. Символично, что лебединой песней актера стала совсем недавно сыгранная роль в пьесе о театре. Она называется “Ме-муары” (автор Джон Маррелл) и посвящена Саре Бернар (в этом образе предстала Гуранда Габуния). Отар Мегвинетухуцеси сыграл секретаря великой актрисы…
Светлая ему память!
Анна БЕЛОВА
«Экран и сцена» № 9 за 2013 год.