“Пятьдесят оттенков серого”. Режиссер Сэм Тейлор-Джонсон.
Более 30 миллионов копий – таковы беспощадные цифры, характеризующие успех ужасающе написанного романа “Пятьдесят оттенков серого”. БДСМ-фантазия Э.Л. Джеймс, скромного британского телевизионного администратора, так вскружила головы читателям, что автора даже обвиняли в том, что пожарным бригадам теперь приходится освобождать закованных в наручники людей старше 45 лет, а врачам-венерологам – их же лечить от заболеваний, передающихся половым путем.
Взрослые читательницы (согласно исследованиям, среди аудитории “Пятидесяти оттенков…” преобладают женщины, склонные к запоям, одинокие или регулярно подвергающиеся оскорблениям своих партнеров) скупали книгу так активно, что на сайте Amazon она обошла по количеству продаж обе саги-бестселлера: “Сумерки” и “Гарри Поттер”. Впрочем, вторую часть читавших историю любви милой студентки и садиста-предпринимателя составили все-таки юные девы – им тоже понравилось.
Остается надеяться на то, что дамы просто очень измучились без сильного мужчины, которого хочется немного дразнить, но его уверенность в обхождении с жизнью и женщинами не заставляет сомневаться, кто будет в вашей паре главным. Тоска по байроническому персонажу вроде мистера Рочестера или мистера Дарси оказалась сильна – и если эти и другие английские персонажи прошедших веков оказывались сильнее героинь на том простом основании, что были мужчинами, то есть доминировали по определению, то в нынешнем веке приходится распределять доминантность и покорность с помощью плеток, кожаных стеков и подписью под договором Доминанта и Сабмиссива.
Студентка Анастейша отправляется к знаменитому молодому бизнесмену Кристиану Грею, чтобы взять у него интервью для студенческой газеты – ее подруга и соседка по комнате, которая должна была делать этот материал, неожиданно заболела. Анастейша не удосуживается прочитать составленные вопросы, поэтому на встрече с Греем мямлит, краснеет, спотыкается на пороге и от отчаяния по-студенчески же хамит: “Выходит, вы диктатор?”
Бизнесмен в нее тут же влюбляется, знакомит с интимными радостями, а потом сообщает о своих сексуальных предпочтениях и предлагает подписать договор, прежде показав “игровую комнату”, наполненную разнообразными плетками и веревками. Анастейше и хочется, и колется. Кристиан играет ей на рояле, катает на вертолете, покупает машину и занимается с ней сексом в разных романтических местах вроде лифта и стола для переговоров – читавшие следующие части романа уверяют, что будет еще яхта, бильярдный стол и рояль. Но главным стимулом пойти ему навстречу для девушки становится, конечно же, трагическая судьба мужчины: его усыновили в четыре года, а до того бедному малышу пришлось пережить много страшного. В пятнадцать его соблазнила подруга матери, которая и приучила получать удовольствие с помощью плеток и анальных пробок.
Сочувствие трудному детству Кристиана и ревность к “миссис Робинсон” заставляют Анастейшу решиться на эксперимент с поркой, которого девушка, однако, не выдерживает – больно.
За шутку про миссис Робинсон Э.Л. Джеймс можно сказать спасибо, равно как и за периодическое цитирование книги “Тэсс из рода Д’Эрбервиллей” – как любители Гарри Поттера, интересуясь именами героев, попутно получали некоторые знания об астрономии, литературе, биологии, так и фанаты “Пятидесяти оттенков…” узнают о существовании Томаса Харди и фильма “Выпускник”. Все остальное, накрученное на сюжет “укрощения строптивого”, – поистине чудовищно. Повествование ведется от лица героини, которая с упорством, достойным лучшего применения, рассказывает о том, чем занимаются ее подсознание и внутренняя богиня. Ну вот например:
“Внезапно он замолкает, и, похоже, ему слегка не по себе. Вот это да! Что бы это значило?
Он сжимает мою ладонь.
– Мы можем попробовать, в те дни, когда ты не моя нижняя. Не знаю, что у нас получится, не знаю, как отделить одно от другого. Возможно, ничего не выйдет, но я хочу попытаться. Скажем, одну ночь в неделю.
Ох, ни фига себе! У меня отвисает челюсть, мое подсознание ошеломлено. Кристиан Грей согласен на большее! Он хочет попытаться! Мое подсознание выглядывает из-за дивана, на жестоком хищном личике по прежнему ошеломленное выражение”.
У внутренней богини свои занятия – она постоянно танцует, машет чирлидерскими помпонами и топает маленькими ножками, усугубляя и без того истерическое состояние влюбленной героини.
Тем не менее у написанной таким языком книги оказалось множество поклонников, и было ясно, что фильм по первой части так или иначе сделает хорошие сборы – хотя бы в первый уик-энд. Поэтому в мизантропическом состоянии (а после прочтения “Пятидесяти оттенков…” дурные мысли о человечестве запросто способны прийти в голову) можно было предположить, что авторы картины не будут особенно стараться. Однако рейтинг фильма пришлось опустить с NC-17 до R, чтобы увеличить аудиторию – и из почти порнографического фильма “Пятьдесят оттенков серого” пришлось превращать в мелодраму, что многих оскорбило.
Сэм Тейлор-Джонсон, поставившая фильм, сама в какой-то степени миссис Робинсон (ее второй муж младше нее на 22 года). И она обошлась с историей, как опытная взрослая женщина обходится с подростком, не могущим противостоять собственным гормонам: деликатно, не обижая, научила хорошим манерам. Стоит, безусловно, отметить и ее собственную кастинг-шутку – мать главного героя играет Дженнифер Эле, хорошо знакомая старшему поколению зрителей по роли в культовом сериале “Гордость и предубеждение”, где ее сдержанно-улыбчивая героиня крала казавшееся ледяным сердце мистера Дарси.
Дакота Джонсон, играющая Анастейшу, тоже хороша – сексуальна, забавна, обаятельна и отличается отсутствием истеричности и неумения хоть как-то обозначить собственные чувства. К счастью, в сценарии нет ни одного слова про подсознание и внутреннюю богиню, а, стало быть, есть шанс, что и в продолжениях фильма (потому что Э.Л. Джеймс все пишет, и пишет, и пишет) про эту жуткую парочку не упомянут. Да, красивая девушка может позволить себе быть непроходимой идиоткой, но Сэм Тейлор-Джонсон знает, что красоту уносят годы, а доброту не унесут, поэтому делает акцент на добром сердце героини и ее желании любить и помочь, а не на белиберде, которую девушки иногда выносят с плохих психологических тренингов.
А вот актер и модель Джейми Дорнан, изобразивший Кристиана Грея, основательно проигрывает своей партнерше. Маленький голодный мальчик, которого много обижали, у него получается, а вот властный миллиардер, способный заставить задрожать от желания группу женщин от 16 до 55 – нет. К тому же его мимическую особенность – один глаз прищуривать, а другой, наоборот, таращить – довольно трудно назвать сексуально привлекательной.
Так отчего же многих оскорбило отсутствие нетщательно выписанных в книге эротических сцен – особенно ставшей знаменитой “сцены с тампоном”? Оттого, наверное, что ничего особенного, кроме нее, в истории и нет, потому что в лифте уже было, в кровати было неоднократно, а с тампоном пока что не было, и у оптимистов сохранялась надежда, что хоть это сделает из фильма что-то необычное.
Впрочем, и характеристика “Девять с половиной недель ХХI века” тоже неплоха: завязанные глаза, лед в пупке, и, главное, можно обойтись без необходимости прочесть первоисточник.
Нет никаких сомнений в том, что последующие части истории об Анастейше Стил и Кристиане Грее будут экранизированы. Пусть там будут сцены на яхте, рояле и бильярдном столе. Только бы не было, например, вот такого (цитата из книги “На пятьдесят оттенков темнее”):
“Я удивленно смотрю на него. Невероятно. Пятьдесят Оттенков в великолепном, ярком многообразии.
…Моя внутренняя богиня, мое подсознание и я сама в шоке глядим на Пятьдесят Оттенков”.
Боже, храни Британию.