Голуби не то, чем кажутся

Фото А.ЗАВОЗЯЕВОЙ

Фото А.ЗАВОЗЯЕВОЙ

Самые грустные персонажи новогоднего представления «Море времени», развернувшегося в дни каникул в пространствах Дома культуры «ГЭС-2», – памятники. Петр Первый работы Зураба Церетели с трехъярусными парусами над головой бросил штурвал и, пошатываясь, поскрипывая негнущимися металлическими ходулями, прибрел в перекошенную картонно-крафтовую квартирку поющей старушки Фаины (Ирина Насырова). Вслед за самодержцем принесла свои прихотливые цементные волны Большая глина № 4 швейцарца Урса Фишера. Оба были печальны, оба жаловались на насмешки широких человеческих масс и на одиночество. Обоим некуда было торопиться – в отличие от нас, у них впереди Море времени.

Появлению осужденных на вечную вертикальность монументов (как ни старайся, присесть не сможешь) предшествовал стендап гигантских голубей, дальних родственников культовых сов из мюзикла «Мастерской П.Н.Фоменко» «Завещание Чарльза Адамса» – та же смесь внечеловеческого разума и орнитологического обаяния. Шестеро толстеньких пернатых, с радужными глазами и крепкими клювами, разогревали публику, сообщая ей необходимое абсурдно-ироническое настроение. «Становится ли голубь снегом, падая с неба?..» – важно вопрошал один, а другой рассказывал о своих художественных экспериментах/экскрементах, осуществляемых на открытых городских поверхностях. Немного невпопад, но вызывая сочувственное улюлюканье мам в публике, голубь, оказавшийся девочкой, требовал равных прав для голубок.

Авторский театр «Пух и прах» (Этель Иошпа, Анастасия (Алена) Смирницкая, Сергей Быстров), драматург Полина Коротыч, композитор Антон Светличный, хореограф Албертс Альбертс и команда актеров, музыкантов и униформистов в ладных фирменных комбинезонах с лейблом известного бренда на спинах подчинили двухчасовую феерию вполне обэриутским принципам алогизма и отмены стереотипов восприятия. И еще раз доказали давно известное: современные дети, да и их родители, отлично себя чувствуют в условиях нелинейного, дробного повествования, распадающегося на отдельные микросюжеты, и совершенно не нуждаются в стройном, а тем более назидательном нарративе. Впрочем, стереотипы, воплотившиеся в мемы, создателями активно использовались. Каждому зрителю было дано по возрасту и интересам его: «Я в своем сознании уже так преисполнился…», «Голуби. Пух на асфальте» или реплики Нины Заречной и князя Андрея Болконского. Ни один не ушел не взволнованным приятным узнаванием: из рамки картонного телевизора сначала свесилась страшная девочка без лица (триллер «Звонок»), а затем, даря надежду, вытанцевал под «маленьких лебедей» похожий на Александра Градского телеведущий в балетной пачке.

Намек на сюжетную основу представления был дан в части, проходившей в Актовом зале, со зрителями, рассевшимися в креслах и разглядывавшими стилизованно-ветхий интерьер квартирки старушки Фаины, прекрасно сочетающийся с ее шляпкой, сделанной из яичного лотка. Картонный рояль, обернутое упаковочной бумагой кресло, портрет Даниила Хармса над картонным же буфетом. Через портрет на сцену вырвался Кондуктор трамвая, приобретший в процессе трансцендентного перехода черты изображенного обэриута. Самым ярким и обаятельным посетителем квартиры стал Поэт-электрик, сыгранный настоящим поэтом Германом Лукомниковым, в своем бесформенном костюме похожий на Карлсона с лампочками вместо пропеллера. Упомянутая выше сюжетная основа включала в себя остановившиеся трамваи, Девонское море, вышедшее из-под земли и затопившее Москву, выгоревшую на работе внучку Фаины Машеньку с лицом огромной куклы-неваляшки. Но основа эта оказалась вполне эфемерной на фоне заключительной части спектакля, разбушевавшейся на Главном проспекте бывшей электростанции.

Дефиле персонажей с карнавальной расточительностью текло среди тканевых волн, музыка гремела с верхней галереи, арии и сольные танцы сменялись кордебалетами и хорами. Пели и танцевали рыбы, кинотеатры, клонированные внучки, Дед Мазай в лодке с зайцами, Лыжник-физик и его вязаный двойник, трубы, трамваи, Хармс, квартиры с жильцами и так далее, и тому подобное – художники-бутафоры Мария Калмыкова, Катя Козлова и Максим Проценко потрудились на славу. Не забудем про голубей и памятники – они бродили среди ошалевших от ликования зрителей, которым после бурного и продолжительного финала предстояли еще разнообразные мастер-классы.

Мария ЛЬВОВА

«Экран и сцена»
Январь 2025 года.