Кадр решает все!

ЛАУРЕАТЫ XXVII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО

Гран-при – “СИНИЙ ЛЕВ” Зои Трофимовой

Специальный приз “за беспредметный разговор” – “БЕСТИАРИЙ”, режиссеры Андрей Бахурин, Светлана Разгуляева, Наталья Мирзоян, Евгения Фадеева, Игорь Мельников, Иван Максимов, Михаил Солошенко, Карина Погорелова, Екатерина Михеева

Специальный приз “за слезы сквозь смех” – “ГОРЮ!” Антона Дьякова

Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм – “ОГУРЦЫ” Леонида Шмелькова

Диплом – “ЧУЖОЙ ХЛЕБ” Андрея Бахурина

Диплом – “ДВЕ СЕСТРЫ” Анны Будановой

Приз за лучший фильм для детей – “ПОЧЕМУ У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ НОС ЧЕРНЫЙ?” Екатерины Митрофановой

Диплом – “МАМИНА ПУГОВКА” Анны Крицкой

Диплом – “КУДА УХОДЯТ ПАПЫ” Алины Хабаровой

Приз за лучший дебютный фильм – “НЕ ДЛЯ МЕНЯ” Ивана Бондаренко

Приз за лучший студенческий фильм – “МАМА И ЖИВОТНЫЕ” Юлии Задарко

Диплом – “У НЕБА НЕТ КРАЯ” (руководители – Юрий Богуславский, Василий Чирков, Илья Юдович)

Диплом – “ПОДРУЖКИ” Натальи Абрамовой

Диплом – “ИСКРА” Валентины Набиулиной

Диплом – “МАРМЕЛАД” Анны Любимцевой

Приз за лучший полнометражный фильм – “КОЩЕЙ. НАЧАЛО” Андрея Колпина

Диплом – “ЗВЕЗДЫ СЕДЬМОГО НЕБА” Елены Туровой

Приз за лучший сериал – “ДЕЛО ВЕЩЕЙ ПТИЦЫ ГАМАЮН” (из цикла “Приключения Пети и Волка”) Натальи Мирзоян

Диплом – “ОТЦЫ И ДЕТИ” (из цикла “Капризка”) Наиля Мубинова

Приз за лучшую работу в прикладной анимации – “ЛЕВАЙС” Макса Куликова

Диплом – “FEELS” Кирилла Блюменкранца

Приз “Прорыв” имени Александра Татарского – “ГОРЮ!” Антона Дьякова

Приз “Фортуна” – “ДА БАК” Александра Свирского

Приз кинокритики и кинопрессы – “БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ ДЕНЬ” Василия Чиркова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

1. “Горю!” Антона Дьякова

2. “Синий лев” Зои Трофимовой

3. “Две сестры” Анны Будановой

В названии этого материала – девиз фестиваля. А на плакате тот самый кадр. В нем перекличка с плакатами прошлых лет. Девушка с гусем в руках словно кадрирует натуру, внимательно вглядываясь вдаль.

Вот уже двадцать лет на Владимирской земле собираются аниматоры с новыми работами. До этого фестиваль организован был в Тарусе. И как радостно видеть на сцене состав команды ОРФАКа, почти без изменений, за двадцать семь лет!

Гости и участники впервые увидели официальную искрометную конкурсную заставку с названием “Погоня за кадром”, которая предваряла показы фильмов и мероприятия в течение всего года, на всех анимационных проектах. Авторы лучшей заставки – Татьяна Шитикова и лучшего плаката – Мария Савенкова получили награды в качестве путевок на анима-фестиваль в Суздаль на весь срок этого замечательного форума.

Ведущие церемоний – поэт, драматург, актер, режиссер Вадим Жук и директор фестиваля Александр Герасимов – в своих диалогах о программах, конгрессе, информациях с круглых столов, семинарах, встреч со зрителями отметили интерес к студенческим фильмам и дебютам. Деловой акцент, отсутствие в нынешних обстоятельствах атмосферы праздника были уместны и правильно выбраны командой фестиваля.

Близкое к конструктивизму оформление фойе Концертного зала Суздальского Турцентра, где проходили показы, и сцена выполнены мастерами, художниками-аниматорами Ниной Виноградовой и Мариной Курчевской. Им, как всегда, помогали ученики.

На “Суздальфест” было подано рекордное число заявок – более 350. В селекционной комиссии под председательством режиссера и художника Алексея ДЕМИНА работали режиссер, сценарист, художник-постановщик Марина КАРПОВА; режиссер, художник-постановщик Валентин ТЕЛЕГИН; продюсер, режиссер и сценарист Евгений ГОЛОВИН; сценарист, режиссер, продюсер Ирина МАРГОЛИНА. Ведущие аниматоры определили лучшие работы для показа в конкурсной и во внеконкурсной программах. авторские работы, сериалы, коммерческие ролики, полнометражные анимационные фильмы.

В жюри авторской анимации вошли художник, сценарист, режиссер Светлана АНДРИАНОВА; журналист, редактор, художник Алиса СТРУКОВА; режиссер, сценарист, художник-постановщик, аниматор Елена ПЕТКЕВИЧ (Беларусь); режиссер, сценарист Сергей МЕРИНОВ; художник-аниматор Татьяна ПОДГОРСКАЯ. В жюри коммерческой анимации – режиссер, художник-постановщик, сценарист Алексей КОТЕНОЧКИН; продюсер Владимир НАБАТОВ; продюсер, актер дубляжа Алексей РЯЗАНЦЕВ. Все жюри были справедливы и правы в выборе наград. Разнообразие подчеркнули формулировками призов и дипломов.

Гран-при отмечена работа Зои Трофимовой «Синий лев» (студия “Пчела”, Москва). Фильм о дружбе, поиске счастья и мирной жизни. Актуальность рассказа и замысел режиссера особенно созвучны сегодняшнему дню. Автор много лет живет и работает во Франции. Жюри высоко оценило стилистику картины – подражание русскому лубку. Кстати, если вспомнить о формах анимационного движения, то в данном случае здесь они тоже на высоте. И линейные колористические ритмы достойны удивления. Автор – со своеобразным пониманием рисунка и колорита, что придает изображению безусловную зрелищность.

Кадр из анимационного фильма “Белый-белый день”
Кадр из анимационного фильма “Белый-белый день”

«Режиссер Зоя Трофимова училась во ВГИКе, затем на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве (мастерская Федора Савельевича Хитрука, Эдуарда Николаевича Назарова, Юрия Борисовича Норштейна). Она родом из Екатеринбурга. Зоя удивительный художник, и мы очень рады были сотрудничеству с ней», – сказала, получая за Зою Трофимову Гран-при , режиссер-мультипликатор, художественный руководитель студии “Пчела” Мария Муат.

Приз за лучший дебютный фильм получил Иван Бондаренко. Его работа «Не для меня» – история о случайной встрече, которая изменила жизнь героя. А ведь он всего лишь отправился за грибами… «Для меня это важный шаг – я долго делал свой фильм, я его вынашивал, рисовал. На протяжении пяти лет каждый год езжу на Суздальский фестиваль, он стал для меня родным. Это одна из отправных профессиональных точек в году», – пояснил режиссер Иван Бондаренко.

Приз мэтров имени Александра Татарского “Прорыв” Юрий Норштейн передал для Антона Дьякова за фильм “Горю!”. Эта мудрая, глубокая история о… горящем человеке! Его не спасают ни пожарные, ни рядом стоящие жители! Ни смотревший, не отрываясь, “телеящик”, определенного типа женский персонаж, пожирающий ягодки из плошки… Плотно закрывает окно, дабы ничто не мешало просмотру популярного ток-шоу с дракой молодых девчонок (кстати, реально снятой). Ни мама с ребенком, тоже “прекрасного” вида. Ни проходившая парочка, тут же снимающая трагедию на телефон, да еще сердечко в кадр “припечатывает”! Дворник просто поджигает свою метлу от горящего! Или все-таки пытался помочь?!

Вопиющее равнодушие трагического накала! А пожарники, не торопясь спасти человека, с лицами полных “бегемотов”, разливают поллитровку по стаканам. Гипертрофированный социум. Никому нет дела до погибающего человека. Пронзительный сценарий. Ритм “подкоптевшего” изображения усиливается музыкой. Приз получил звукорежиссер и композитор Артем Фадеев, участвовавший в проектах Антона Дьякова. Новая работа сделана на музыку украинской группы “Гибкий Чаплинъ”.

Фильм “Горю!” стал лидером общего профессионального рейтинга, а Антон Дьяков (по правилам фестиваля) будет президенствовать на следующем (28-м) Открытом российском фестивале анимационного кино.

Напомню, что Дьяков был номинирован на премию “Оскар” в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм” за свою предыдущую работу “БоксБалет” о любви боксера и балерины. И на прошлом ОРФАКе жюри удостоило ее Специального приза “За ударную драматургию”. Здесь другая основа и тоже философская.

“БоксБалет” – абсолютно авторское кино, сделанное тонально приглушенно и драматургически остро. Их двое – боксер Евгений и балерина Ольга. Сложная выразительная история любви. Боксер в “трениках” вдруг попадает в мир ему неведомый. Ему не постичь живопись в экспозиции музея. Он видит предмет своих чувств – хрупкую Ольгу на сцене и не может соотнести все происходящее со своей жизнью.

Евгений, в сущности, раздираем противоречиями. А рядом с Ольгой – еще и педагог-репетитор в летах. Как быть? Над героями мучительное непонимание. Драматическая струна и замечательное ее звучание.

Антон Дьяков доволен тем, как сложилась судьба фильма “БоксБалет”. Вот его комментарий для прессы: “То, что он так далеко зашел, – какое-то большое чудо, потому что это авторский фильм, который осуществлялся для зрителей, живущих в России и бывших республиках этого культурного пространства. Но фильм оказался там, где оказался. Главное не блестящая статуэтка, а отклик и энергия зрителей, тысячи писем, сообщений со всего мира, где фильм был в прокате, в США и Европе. Многих наша история тронула”.

И это фильм о любви. Чувство времени в авторском размышлении режиссера и сценариста удивительным образом переходит в сердца зрителей. “Поиски кадра в конкурсе”, если говорить о девизе фестиваля, разнообразны и талантливы в палитре Антона Дьякова.

Приз кинокритиков и кинопрессы был вручен сценаристу, аниматору художнику и монтажеру Василию Чиркову за фильм “Белый-белый день” (Студия “Союзмультфильм”). Чирков прошел обучение на кафедре вирусологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Но мечта об анимации взяла верх в 2007 году. С участием Чиркова были сделаны фильмы “Последний глоток” (2011), “Зима пришла” (2012). “Другие берега” – его режиссерский дебют. Работает в студии-школе “Цех анимации” с режиссером и художником Юрием Богуславским.

“Белый-белый день” – лирическая зарисовка с тончайшей композицией. Теплой ностальгической нотой из детства. Природа в вязи леса нового дня, когда из-за тумана исчезает граница между небом и землей. “Никогда я не был Счастливей, чем тогда…” За кадром звучит голос Арсения Тарковского, он читает свое стихотворение “Белый день”, как и в фильме “Зеркало” сына Андрея. Название фильма Василия Чиркова – “Белый-белый день” – было изначально названием сценария “Зеркала”. И фильм этот дань уважения двум легендарным художникам, поэту и кинорежиссеру, в год девяностолетия Андрея Тарковского.

Авторская профессиональная и студенческая анимации были со своим индивидуальным взглядом в кадре многих лент фестиваля. Графика и атмосфера трагического “Чужого хлеба” замечательного Андрея Бахурина – о девочке, которая несла хлеб соседке-старушке в блокадном Ленинграде. Леонид Шмельков, известный режиссер и художник (“Собачья площадка”, “Мой личный лось”, “Лола живая картошка”) – тоже нынешний лауреат (Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм). В своей картине “Огурцы” (Студия “Шар”) выразил боль персонажа – успешного модного фотографа, у которого все пошло не так. Фотопортреты у него перестали получаться…

Леонид Шмельков – лауреат Берлинале за фильм “Мой личный лось” (2013); тогда он отвечал на вопрос о полнометражном анимационном фильме: “Часто режиссёры, которые снимают игровые фильмы, берутся за полнометражные мультфильмы. Важно не наличие опыта работы в области анимации, а то, какие истории можно рассказать с помощью часового фильма. Это можно сравнить с литературой: одно дело – анекдот, другое – рассказ, а третье – роман. Пока я ничего еще не знаю про большие фильмы, но надеюсь, что мне повезёт, и я попробую снять полнометражную картину”. Будем ждать с интересом.

Яркая студенческая работа “ПОДРУЖКИ” выпускницы ВГИКа Натальи Абрамовой удостоена Диплома. Фильм Абрамовой (Факультет анимации и мультимедиа, кафедра режиссуры анимации, курс Алексея Демина), прежде всего, убеждает в авторской правоте. Если сценарий и режиссерская разработка так очевидно логичны в понимании жанра, и в развитии действия, и в изобразительном решении, – тем убедительней художественный результат.

Обаятельные девчонки-подружки-хохотушки живут рядом, дома стоят стенка в стенку. Они неразлучны и просто – одно целое! Первая вышла погулять – крикнула другую. И мы с неподдельным интересом следим за их недолгим путешествием мимо дворняги, с которой девчонки смешно разговаривают (мол, тебя передразним лаем). Выразительные звуки, диалога нет. В действии персонажей есть непосредственность. А в итоге – творческая тщательность. Озорная стилизация под детские рисунки графически подчеркнута рисо-ванной анимацией. А ведь самое трудное в графике, “беречь черное”, или темные тона в общей композиции.

У художников фильма “Подружки”, Дарьи Акимовой и Натальи Абрамовой, в этой зимней истории много белого. Остальные оттенки они берегут. Это создает атмосферу снежной зимы, веселой прогулки в лесу. Славно хрустит снежок под ногами. Вот пролетел тетерев, задел ветки елей. Мы слышим энергичный шорох крыльев птицы, снег шквалом упал на подружек. И… девчонки оказались “по уши” в сугробе. Как же весело! Вытащили друг друга.

Вдруг скачет на лошади паренек, чуть постарше подружек. И фонограмма с бубенчиками у лошадки учтена. Гордо подняв голову, старательно демонстрирует все правила верховой езды. Мимо девчонок, туда-сюда. Да так задрал нос (в прямом смысле, а, может, и на реакцию подруг посмотрел…), что и спина подвела. Всадник проваливается в сугроб, девчонки ему помогают выбраться. Удобно устроившись в седле, оценил и ту, и другую.

Что важно далее в нарастании действия, в драматургической развязке? Одна улыбнулась с хитринкой, а вторая, скромно, с полуулыбкой, неожиданно глазки опустила. И – выиграла. Остальное увидите…

Удачи молодым аниматорам в каждом кадре!

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 7 за 2022 год.

Print Friendly, PDF & Email