Наш автор Александра Свиридова вспомнила в фейсбуке: «Когда не стало Феллини, Тонино Гуэрра написал, что не может сказать, что Феллини умер. Сказать так для него равно сказать, что в Италии умерло оливковое масло. Правильного слова, чтобы назвать уход Резо, у меня нет. Задул господь свечу, но свет остался…».
Конечно, Резо Габриадзе неповторим, но, если искать того, кто ему сродни, – имя Тонино Гуэрры возникнет первым. Оба – поэты, сценаристы-соавторы, художники.
«Не горюй» – великий фильм Георгия Данелии и Резо Габриадзе. Резо пересочинил роман француза Клода Тилье, перенес его сюжет в Грузию рубежа XIX–XX веков, сделав главного персонажа Бенджамена Глонти едва ли не национальным героем.
Спустя годы Габриадзе пересоздаст «Наш городок» Торнтона Уайлдера, обитатели американского захолустья станут грузинами, в пьесе появятся другой колорит и юмор, но останутся вечные темы, не зависящие от границ. Старшее поколение помнит «Наш городок» Михаила Туманишвили, его показали в Москве в 1987-м и посвятили памяти А.В.Эфроса. Не так давно воспоминание о той удивительной тбилисской постановке ожило в спектакле Дмитрия Крымова «Все тут».
Гастроли Тбилисского театра марионеток с «Альфредом и Виолеттой», «Бриллиантом маршала де Фантье» («ЭС» публиковала эту пьесу Резо Габриадзе), «Осенью моей весны» производили ошеломляющее впечатление. Спустя годы появилась «Песня о Волге» в петербургском Театре Сатиры, в более позднем варианте – «Сталинградская битва», объехавшая весь мир.
Первая выставка Габриадзе в Театральном салоне Музея М.Н.Ермоловой на Тверском бульваре состоялась тридцать лет назад. Там были выставлены картины, скульптуры, куклы замечательного Мастера. Свою генеалогию как художника Резо вел от учителя, Валериана Мизандари, который учился у Якова Николадзе, ученика Родена. Позже работы Габриадзе экспонировались в Музее Москвы, Пушкинском музее, Эрмитаже.
Памятники Чижику-Пыжику на Фонтанке, Носу майора Ковалева на улице Римского-Корсакова – здесь Резо Габриадзе выступил скульптором – неотъемлемые и любимые достопримечательности Петербурга.
В одном из интервью Александра Свиридова спросила Резо Габриадзе: «Что для тебя останется главной проблемой в искусстве?» – Он ответил: «Время. Посмотри, как оно убыстрилось только за нашу жизнь». Больно думать, что мы больше не увидим Резо – волшебника, чародея во всех своих ипостасях. Но время Габриадзе будет длиться. Новые поколения продолжат смотреть фильмы по его сценариям: «Мимино», «Кин-дза-дза», «Паспорт» и многие другие. Его спектаклям также, верится, предстоит долгая судьба.
Светлая память.
Редакция «ЭС»
«Экран и сцена»
7 июня 2021 года