Все снова вместе

Памяти Галины Борисовны Волчек

Ушла Галина Борисовна Волчек, для всего театрального мира послесталинских лет просто Галя. Мы все обязаны ей очень многим, а более всего тем, что именно она сохранила «Современник», прямое порождение оттепельных лет, одно из самых удачных. В свое время из театра ушли ключевые фигуры, актеры-мужчины: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, и ей пришлось взять «Современник» в свои руки. Зато получили простор блистательные актрисы: Лилия Толмачева, Марина Неелова раньше, Чулпан Хаматова позднее. Да и само лицо театра стало не то чтобы более женским, но более женственным, совсем ни на кого не похожим. Печальная судьба женщины в России, трагическая судьба женщины в Советском Союзе волновали Галину Волчек чрезвычайно. Сама же она своим самым важным спектаклем считала чеховские «Три сестры», но главным событием и ее режиссерской жизни, и жизни всего «Современника» стала идущая на сцене до сих пор инсценировка романа Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», посвященного женскому лагерю и вообще женской лагерной теме. Никто, кроме Волчек, тогда, в конце восьмидесятых, еще не решался браться за такую тему: ни Юрий Любимов, ни Георгий Товстоногов, ни Олег Ефремов. А она решилась, и получился и страшный, и человечный спектакль, получился единственный в своем роде шедевр.

Такой была Волчек-режиссер, а Волчек-актриса играла с незабываемым юмором, присущим ей неизменно, – нечто прямо противоположное. В своих двух легендарных ролях, театральной и кинематографической, она бесподобно показывала женщин, которых хотелось убить: наглую Нюрку-хлеборезку в спектакле «Вечно живые» в постановке Олега Ефремова и нудную бездарь Варвару в фильме «Осенний марафон» Георгия Данелии.

И как же ненавидели бездарность все эти люди, создавшие «Современник» и рожденные «Современником», как были талантливы, как уберегли свой талант и как талантливо служили своему делу! Теперь они все снова вместе.

Вадим ГАЕВСКИЙ

«Экран и сцена»
28 декабря 2019 года