«А ты участвовал в строительстве Новой сцены?!»

Фото В.МЯСНИКОВАТеатр имени Евгения Вахтангова открыл свой 95-й сезон. Сбор труппы в этом коллективе все последние годы проходит не только торжественно и со вкусом, но и содержательно. Для затравки показывают небольшой фильм, посвященный минувшему сезону – премьеры, гастроли, юбилеи, прощания, презентации выпущенных книг, оживляют ушедшее и подводят итоги: 510 сыгранных спектаклей, 281681 зритель, открытие памятника Евгению Богратионовичу Вахтангову перед зданием Театрального института имени Б.В.Щукина. Мелькают лица, костюмы, декорации, обложки книг, театральные коридоры.

На этот раз изменили давней традиции – собрались не в Большом историческом фойе. На то имелись свои, и очень веские, причины.

Там, где раньше был вход в кассу театра, в этот день распахнулась еще одна дверь – вход на Новую сцену, а за ней оказались сокрыты не только фойе, гардероб и зрительный зал-трансформер на 200 с лишним мест, но в общем и целом 6500 квадратных метров совсем новеньких театральных помещений, занявшие 6 этажей – три подземных и три видимых глазу. Сюда в скором времени переберутся из основного здания пошивочный и бутафорский, столярный и красильный цеха, постановочная часть, фотолаборатория, музей театра со всем своим архивом и литературная часть. Разумеется, тут оборудовано много гримерных. Для зрителей – арт-кафе, где задуманы ежемесячные музыкальные программы, для сотрудников – столовая-буфет и фитнес-центр.

Римас Туминас назвал открытие Новой сцены «самым большим подарком к 95-летию театра» и попросил коллег сохранить праздничное настроение на весь сезон. Сначала труппу пригласили на сцену, и под их пристальными взглядами сдернули парусиновую ткань со зрительских рядов. Затем все расселись на места для публики (был аншлаг, кто-то остался стоять), а на сцене неожиданно появилась кошка, как принято на новоселье. Полосатый зверек был ненадолго позаимствован из Уголка Дурова, вел себя с достоинством, совершил проход по сцене и успел побывать на руках у директора и художественного руководителя театра.

Затем перешли к деловой части. Говорили, разумеется, и о планах на сезон. Только до Нового года на открывающейся Новой сцене намечено пять премьер (еще две – в январе и феврале 2016 года). Первой премьерой, в самом начале октября, станет «Минетти» по пьесе Томаса Бернхарда. Спектакль выпускает Римас Туминас, в главных ролях Владимир Симонов и Людмила Максакова. Обещают также новую хореографическую постановку Анжелики Холиной «Мужчины и женщины», «Возьмите зонт, мадам Готье!» Ива Пло в постановке Владимира Иванова, «Подростка» по Ф.М.Достоевскому в режиссуре Антона Яковлева, «Питера Пэна» по Дж.Барри, которого Александр Коручеков выпустит со студентами Щукинского училища. В зимнем далеке маячат «Трамвай «Желание»» Т.Уильямса (режиссер Вадим Дубровицкий) и «Гроза» А.Н.Островского (режиссер Уланбек Баялиев).

На Основной сцене театра пока точно заявлена только одна премьера – «Девичник над вечным покоем» по пьесе Айвона Менчелла в постановке Альгирдаса Латенаса. У спектакля, вероятно, будет литовский акцент, судя по собранной постановочной команде: сам режиссер, а также – художник Гинтарас Макарявичюс, художник по костюмам Сандра Страукайте, композитор Фаустас Латенас.

Ведутся переговоры с режиссером Сильвиу Пуркарете, вскоре он приезжает знакомиться с труппой. Ближе к лету возможна постановка Андрия Жолдака «Русская красавица» по Владимиру Сорокину.

Снова намечено множество гастрольных поездок в самые разные концы мира: тут и Южно-Сахалинск, и английский Йорк.

Сам художественный руководитель Вахтанговского Римас Туминас пока не определился с названием своей режиссерской работы на Основной сцене и, желая потомить артистов, объявляет об этом так: «Я сейчас балансирую от Горького до Гете, вглядываюсь, думаю…»

Представили труппе набранных в конце прошлого сезона студийцев, поздравили юбиляров, чьи дни рождения приходятся на лето, – Юлию Рутберг, Марину Есипенко и Евгения Князева. Чествовали и тех, кто служит в театре 25, 40 и даже 70 лет!

После недавнего визита с гастролями во Владикавказ, родной город Евгения Вахтангова, в театре одержимы мыслью сделать всё, чтобы дом семьи Вахтанговых, где сейчас коммуналки, превратить в Дом-музей, создать далекий филиал театра.

Сбор труппы завершился показом впечатляющего фильма о зарождении и этапах преображения Новой сцены. В числе его заключительных кадров были такие – спины двух работяг в робах и оранжевых касках, толкающих тяжелые строительные тележки. Камеры заходят с лица, стоп-кадр – на весь экран устало, но удовлетворенно улыбаются из-под касок художественный руководитель театра Римас Туминас и директор Кирилл Крок. Огромными буквами высвечивается вопрос: «А ты участвовал в строительстве Новой сцены?!», и экран озаряется разноцветными фейерверками.

Вечером был сыгран спектакль «Пристань», выпущенный к предыдущему юбилею, 90-летию Вахтанговского.

Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена»
№ 18 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email