Анатолий МУКАСЕЙ: «У оператора – главная роль в кино»

Анатолий МУКАСЕЙК 80-летию оператора Анатолия Михайловича МУКАСЕЯ.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

 

“Дайте жалобную книгу” (с Владимиром Нахабцевым), 1964, режиссер Эльдар Рязанов,

“Берегись автомобиля” (с Владимиром Нахабцевым), 1966, режиссер Эльдар Рязанов

“Внимание, черепаха!”, 1970, режиссер Ролан Быков

“Телеграмма”, 1971, режиссер Ролан Быков

“Большая перемена”, телесериал, 1972, режиссер Алексей Коренев

“По семейным обстоятельствам”, телесериал, 1977, режиссер Алексей Коренев

“Чучело”, 1985, режиссер Ролан Быков

“Виват, гардемарины!”, 1991, режиссер Светлана Дружинина

“Гардемарины 3”, 1992, режиссер Светлана Дружинина

“Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII”, восемь фильмов, 2000 – 2013, режиссер Светлана Дружинина

 

Фильмом “Внимание, черепаха!” Ролан Быков решил в очередной раз продлить детство и, по его же признанию, “погреться около его тепла, окунуться в бесконечности его просторов, удивиться жизни и солнцу, и небу, и людям…”

Удивляться в одиночку неинтересно, хочется с кем-то поделиться удивлением. Поэтому в свидетели Быков пригласил большую компанию (как заявлено в начальных титрах “Черепахи”) – самых маленьких детей, их старших братьев и сестер, пап и мам, а также дедушек и бабушек. А в соучастники призвал оператора Анатолия Мукасея. И все удивительным образом сошлось. И небо прояснилось после монотонного осеннего дождя, и солнце подсушило лужи, и девочка запрыгала по асфальту на одной ножке, и витрины заблестели, и желтые листья рассыпались по улице в сложносочиненном орнаменте.

Обычный город превратился в почти сказочный. Урок рисования в первом классе – в таинство. На экране – детские лица, смущенные, задумчивые, смешные, лукавые, озорные, простодушные. Склонились над тетрадками. Торчат бантики, перемазаны краской носы, слезы текут, потому что нарисованный кораблик жалко – “мир такой большой, а он такой маленький”. И в этом большом мире они, маленькие, – такие взрослые, такие мудрые…

Потом у Анатолия Михайловича с Быковым была “Телеграмма”. Тоже, как и “Черепаха”, снятая в ту пору, когда наше кино хотело и умело вести разговор с детьми о вещах серьезных. И здесь Быкову вновь понадобилось умение Мукасея слушать и слышать детство с его сиюминутной обыденностью и чудесами; умение “удивиться жизни и солнцу, и небу, и людям”.

Фильм из предновогодней сказки по ходу сюжета превращался в размышление о верности, о любви. И о времени. Не случайно в начальных и финальных кадрах “Телеграммы” появляются часы, расположенные на фасаде московского театра кукол Образцова. Не случайно события фильма происходят в канун Нового года, когда не оставляет надежда, что движение часовой стрелки может многое изменить к лучшему.

Один день вобрал в себя путешествие ребят по городу в поисках некой Кати, которой отправил телеграмму некий Сергей, обещавший, что будет проездом в Москве сегодня. “Сегодня” оказалось днем из 1943-го – в настоящее пришло послание из прошлого. Словом, все сплелось, перепуталось, перемешалось. Город окунулся в предпраздничную суматоху с подарками, игрушками, елочными базарами. Деревья в кружеве инея, заснеженные улицы и бульвары, клоуны, спешащие прохожие, старые московские дворы, старые московские дома, те самые, видевшие 1943 год. И над всем плыла морозная дымка, которую сменял хоровод вечерних огней.

“Надо все сделать, чтобы ужас этой обыкновенной жестокости потряс зал. Нет, не слезы в конце фильма у зрителей, а боль. Хорошо бы, чтобы они ее унесли” – написал Ролан Быков о фильме “Чучело” в своих дневниках. Там же он написал об Анатолии Мукасее, снявшем “Чучело”: его работа – “реанимация классического стиля”.

Серые краски осени (совсем не похожей на ту, что в “Черепахе” – меньше цвета, приглушенный свет), сизый туман над рекой, расхлябанные дороги, пожухлая трава, голые деревья. Все какое-то безликое, монотонное. И провинциальный город, и школа. Изображение бесстрастное. Оно словно подготавливало: смотрите, вот-вот произойдет, вот-вот случится. Сюжет набирал обороты, перехлестывали эмоции, и в кадрах возникало столько муки и одновременно столько любви и нежности…

Мукасей держал на крупных планах Лену Бессольцеву, героиню Кристины Орбакайте, давая нам возможность заглянуть в ее глаза, даже когда смотреть было больно, когда слезы и невыносимый крик, когда погоня и не скрыться, когда полыхало на развалинах храма пламя. Когда девочка произносила тихо и с отчаянием: “Я была на костре…” – и мурашки по коже. А в финале бросала с уходящего парохода прощальный взгляд на берег, на город, из которого они с дедом были изгнаны…

Вспоминая о фильме “Чучело”, Анатолий Михайлович говорил: “Это лучшее время моей работы с замечательным режиссером Роланом Быковым. До сих пор, снимая, я мысленно представляю себе, как бы это сделал Ролан”.

 

Сотворчество оператора Анатолия Мукасея со Светланой Дружининой, перешедшей в свое время в кинорежиссуру, началось с ее полнометражного дебюта “Исполнение желаний” по роману Вениамина Каверина. Продолжилось водевилем “Сватовство гусара”, музыкальной фантазией “Дульсинея Тобосская”, экранизацией оперетты Кальмана “Принцесса цирка”, ставшими телевизионными хитами. А вот авантюрно-приключенческая трилогия о гардемаринах – даже не хит, а суперхит. Восемнадцатый век. Историко-костюмный антураж. Мужественные и обаятельные герои. Любовь и нелюбовь. Великодушие и честолюбие. Верность и обман. Азарт, бесстрашие и благородный посыл: “Судьба и Родина едины”.

Вместе Мукасей и Дружинина раскрывали тайны дворцовых переворотов в одноименном масштабном проекте – из двенадцати задуманных фильмов снято восемь. Их снова увлек век восемнадцатый, исторические персонажи, исторический фон. Здесь дворцы, усадьбы, где заключаются коварные сделки и плетутся хитроумные интриги, запутанные сюжетные ходы, бурные страсти, размах событий – закулисье истории. За воплощение такого головокружительного проекта могли взяться только люди увлеченные, одержимые.

 

Анатолий Мукасей не устает повторять: “Оператор – лучшая профессия в кинематографе. Режиссеров много – в театре, в цирке, да где угодно. Но когда вы смотрите фильм – видите мир глазами человека, который сидит у камеры. У кинооператора – главная роль в кино”.

Если кто не согласен, пусть предъявит основательные доказательства.

 

P.S. В минувшем апреле Анатолий Михайлович Мукасей получил премию “Белый квадрат” “За вклад в операторское искусство” имени Сергея Урусевского. Премию вручала Кристина Орбакайте.

Елена УВАРОВА

  • Кристина Орбакайте. “Чучело”

«Экран и сцена»

№ 15 за 2018 год.