Любви все возрасты покорны

Сцена “Оживленный сад” из балета “Корсар”. Фото Б.АННАДУРДЫЕВАЗрители любят и ждут балетные гала, но зачастую остаются ими недовольны. Исключение – концерты выпускников хореографических школ. Танцующие дети, даже если они почти готовые артисты, вызывают если не радость, то нечто схожее с умилением. Ученический статус придает юным исполнителям особый шарм. И, конечно же, на таких вечерах царит атмосфера доброжелательности и ожидания открытий. Зал радуется и рукоплещет каждому намеку на талант, каждому яркому выступлению.

Для столичных поклонников балета ежегодные концерты выпускников Московской академии хореографии – едва ли не событие сезона номер один и красивое его завершение. Гала 2018 года, объявленного годом Петипа, прошел под знаком великого русского француза, хоть и назывался “Нам 245 лет”. Академия, приурочившая к 200-летию хореографа издание сборника “Балеты М.И.Петипа в Москве” (составители – ректор Марина Леонова и педагог Юрий Бурлака), программу концерта, состоявшегося на Исторической сцене Большого, выстроила как приношение Мариусу Ивановичу. Из трех отделений масштабного вечера два были отданы его хореографии, без которой невозможно представить афишу ни одной балетной сцены. Открывала концерт танцевальная сюита “Ожив-ленный сад” из балета “Корсар” в постановке и новой редакции Юрия Бурлаки. Шедевр Петипа – балет в балете, являющийся маленькой антологией классического танца, – позволяет разнообразно представить выпускников: не только солирующих, но и кордебалет, выказавший здесь хорошую выучку и стройность. Медору и Гульнару танцевали Елизавета Егорова и Анастасия Дедикина, отлично справившиеся со своими партиями. Новая версия Бурлаки, учитывающая уровень подготовленности детей, вывела на сцену учеников разных возрастов, включая самых маленьких. В качестве дивертисмента к “Оживленному саду” присовокупили дуэт Медоры и Конрада из первого акта “Корсара”, его виртуозно исполняли лауреаты прошлогоднего Московского международного балетного конкурса Елизавета Кокорева и Денис Захаров. Приятно отметить, что их танец был намного живее и выразительнее, чем когда они танцевали это же па де де на вечере, посвященном Петипа, в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

Свой артистизм и чувство стиля пара подтвердила в “Вариации на тему рококо” Алексея Мирошниченко на музыку П.И.Чайковского. Одноактному неоклассическому балету было отдано второе отделение. В свое время хореограф поставил “Вариации” для студентов Пермского хореографического училища. Опус оказался столь удачным, что его перенесли на сцену Пермского театра. Московская академия тоже решила сделать своим ученикам прививку неоклассического танца, с его скоростями и свободой проявления эмоций. Само название постановки отсылает к галантным сюжетам эпохи, склонной к театральной игре и асимметрии рокайльной живописи, сочетающей иронию и изысканную декоративность. Три девушки (Александра Трикоз, Елизавета Кокорева, Анастасия Дедикина) и четыре юноши (Игорь Горелкин, Денис Захаров, Никита Опарин и артист Большого театра Марк Чино) выходят на сцену в окрашенных лиризмом и юмором па де де и па де труа. Молодые исполнители непринужденно передают атмосферу лукаво-серьезных любовных игр, легко справ-ляясь со стремительными темпами, с непривычными для классических танцовщиков поддержками и прыжками.

Хороши эти артисты и в классическом репертуаре. Легкую очаровательную Александру Трикоз и не менее обаятельного и техничного Игоря Горелкина было приятно видеть в па де де из “Тщетной предосторожности” в хореографии Александра Горского. Итальянец из Большого Марк Чино и Елизавета Егорова с чувством станцевали па де де из “Спящей красавицы”. Радость зала вызвали вальс и адажио Принцессы Авроры и четырех кавалеров из I акта той же “Спящей”, где уверенно солировала Стефания Гаштарска и очаровательно вальсировали дети. Прекрасно показались в Pas de six из балета “Эсмеральда” (в постановке и новой редакции Юрия Бурлаки) гибкая и выразительная Полина Афанасьева (Эсмеральда) и Дмитрий Смилевски (Гренгуар).Сцена из спектакля “Кутб”. Фото М.ЛОГВИНОВА

Так как цель таких концертов – показать учащихся в разнообразном репертуаре, в программу были включены зашкаливающей энергии Танец с барабаном из “Баядерки”, темпераментные Danse des Forbans из балета “Корсар” и Венгерский танец из “Раймонды”, эффектно завершавший вечер.

Почти в те же дни на Исторической сцене Большого театра прошел гала “Приношение Петипа” с участием звезд мирового балета. Вечер получился перенасыщенным и по продолжительности, и по количеству выступлений, где чередовались классика, неоклассика и современные номера. Петипа же присутствовал в программе скромно. Па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы из “Спящей красавицы (в редакции Юрия Григоровича) исполнили Анастасии Денисова и Артемий Беляков. Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин были, как всегда, легки и выразительны в па де де из балета “Талисман”. В Гран па из “Раймонды” (постановка Юрия Григоровича), торжественно завершавшем гала, оказались великолепны Ольга Смирнова (Раймонда) и Семен Чудин (Жан де Бриен). Вдохновеньем было отмечено па де де Авроры и Принца Дезире из “Спящей красавицы” в исполнении петербуржцев Олеси Новиковой и Леонида Сарафанова в редакции Сергея Вихарева, ставшей в свое время одним из выдающихся событий российской балетной сцены. На общем фоне странно выглядела хореография Петипа в па де де из “Дон Кихота” (постановка Рудольфа Нуреева), впрочем, лихо станцованном Людмилой Пальеро и Матиасом Эйманом из Парижской оперы. В остальном на сцене царил карнавал имен хореографов, где соседствовали Посохов, Крэнко, Пети, Вайнонен, Шеркауи, Малифант, Макмиллан, Гзовский – всех не перечислить.

Потрясающе женственная и лиричная Люсия Лакарра и Марлон Дино, представлявшие труппу Рассела Малифанта, исполнили адажио из “Лебединого озера” в хореографии Льва Иванова, а затем станцевали печально-красивую “Закрученную спираль” Малифанта, где тела танцовщиков в поддержках и других комбинациях словно бы завинчиваются в спираль. Фридеман Фогель из Штутгартского балета выступил партнером Ольги Смирновой-Татьяны в дуэте из “Онегина” Джона Крэнко. Любимица столичной публики, бывшая москвичка, прима-балерина Лондонского Королевского балета Наталья Осипова и Джейсон Киттельбергер (Eastman Company) поразили почти акробатическим дуэтом из балета под загадочным названием “Кутб” Сиди Ларби Шеркауи, где тела танцовщиков сливаются в одно. А зрителям гала второго дня Наталья Осипова подарила бонус: в паре с премьером Мариинки Владимиром Шкляровым, выступающим с ней в балете Аштона “Маргарита и Арман” в Лондоне, станцевала дуэт из “Манон” Кеннета Макмиллана, представ в одной из лучших своих партий.

Тему любви, как и на всяком вечере балета, здесь развивали многообразно. О ней в лучах света и на фоне проплывающих облаков поведал страстный и темпераментный танец Светланы Захаровой и Михаила Лобухина в дуэте из балета “Тристан и Изольда” Кристофа Пастора. Красиво и эмоционально выглядел дуэт Марго и Нуреева в хореографии Юрия Посохова из балета “Нуреев” в исполнении Кристины Кретовой и Артема Овчаренко. Один из самых чувственных дуэтов мировой хореографии из балета Анжелена Прельжокажа “Парк” отлично станцевали петербуржцы Екатерина Кондаурова и Юрий Смекалов.

Но что такое подлинная красота и сила чувств, продемонстрировали ветераны. Изумительные, другого слова не найдешь, 57-летняя Изабель Герен и 54-летний Манюэль Легри с фантастической эмоциональной силой станцевали страстный дуэт из балета Ролана Пети “Свидание” на музыку Жозефа Косма и ностальгический “Прощальный вальс” Патрика де Бана на музыку Шопена и Мартынова, заставив вспомнить строки Пастернака: “И тут кончается искусство, / И дышат почва и судьба”.

То же можно сказать о несравненной итальянке Алессандре Ферри, возобновившей выступ-ления после официального завершения карьеры. Она вышла на сцену с идеальным партнером Марсело Гомесом. Их деликатный, исполненный нежности и сдерживаемого чувства дуэт из балета Кристофера Уилдона “После дождя” на музыку Арво Пярта стал одной из высших точек четырехчасового гала.

Алла МИХАЛЕВА

  • Сцена “Оживленный сад” из балета “Корсар”. Фото Б.АННАДУРДЫЕВА
  • Сцена из спектакля “Кутб”. Фото М.ЛОГВИНОВА
«Экран и сцена»
№ 14 за 2018 год.