Вспышки на солнце

• Кадр из фильма “Шал”НАГРАДЫ XXII ОТКРЫТОГО ФЕСТИВАЛЯ КИНО СТРАН СНГ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Гран-при – фильму “ШАЛ” (“Старик”), режиссер Ермек Турсунов (Казахстан).

Приз за лучшую режиссуру – МАРИИ СААКЯН (“Это не я”, Армения/Россия).

Приз за лучший сценарий – ПЕЭПУ ПЕДМАНСОНУ (“Живые картинки”, Эстония).

Приз за лучшую операторскую работу имени Александра Княжинского – МКО МАЛХАСЯНУ (“Это не я”).

Приз за лучшую женскую роль – САНДРЕ УУСБЕРГ и АНУ ЛАМПЕ (“Живые картинки”).

Приз за лучшую мужскую роль – ЕРБОЛАТУ ТОГУЗАКОВУ (“Шал”).

Спецприз – фильму “СТРАСТЬ”, режиссер Темир Бирназаров (Кыргызстан).

КОНКУРС КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ “ГРАНИЦЫ ШОКА”

Главный приз – фильму “ЧАЙКА”, режиссер Елизавета Стишова (Кыргызстан).

Спецприз – фильмам “СДЕЛАЙ МНЕ НОВЫЙ ГОД”, режиссер Лиене Линде (Латвия); “ПОЧЕМУ Я ТУТ”, режиссер Дарья Сидорова (Россия).

КОНКУРС ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ “КИНОМАЛЫШОК”

Лучший фильм – “ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ”, режиссер Александр Карпиловский (Россия).

Лучшая роль девочки – СОНЯ МИЦКЕВИЧ (“Первоклашки”, режиссер Анна Артамонова, Россия).

Лучшая роль мальчика – ЕРЖАН НУРЫМБЕТ (“Меч победы”, режиссеры Асия Сулеева, Ануар Райбаев, Казахстан).

КОНКУРС ТЕЛЕФИЛЬМОВ “ТВ-ШОК”

1 премия – “МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ”, режиссер отец Александр Новопашин (Россия).

2 премия – “НА ДНЕ”, режиссер Хипол Насимов (Узбекистан).

3 премия – “ЛЮБОВЬ ИЗ ПРОБИРКИ”, режиссеры Илья Хотиненко, Сергей Гиргель (Россия).

Так бывает: в самый последний конкурсный день, на самом последнем показе, чертом из табакерки выскакивает какая-то картина и смешивает карты, перетряхивает интригу, становится событием, последним мажорным аккордом, обладателем, как выяснится уже назавтра, главной фестивальной награды. Нечто подобное и произошло с казахской конкурсной картиной “Шал” (“Старик”).

На самом деле, ничем сверхъестественным конкурсный сюжет на этот раз не озадачил: “Шал” не был такой уж “темной лошадкой”, у его сценариста и режиссера Ермека Турсунова в Казахстане репутация успешного и , главное, востребованного кинодраматурга, на родине в нынешнем году фильм стал хитом проката, уже приглашен на несколько фестивалей. Скорее, речь о последней “вспышке на солнце”, каковыми “вспышками” конкурс в Анапе на этот раз не в пример иным годам оказался богат: добрая половина из его 11 картин оказалась по-серьезному, без поддавков, обсуждаемой.
В нынешнем году спецпрограмма “Киношока” “Фокус”, традиционно представляющая крупным планом одну из стран-участниц фестиваля, приглашала в Кыргызстан, ее фильмы демонстрировались и на основной зрительской площадке (в Киноцентре на Красной площади Анапы), и в конкурсе, и во внеконкурсных программах. В главном конкурсе соревновался фильм Темира Бирназарова “Страсть”: пожилой номенклатурный человек со средствами и молодая женщина, которая стала предметом его нешуточной страсти – при том, что и она, и он, и все мы понимаем, почему он с нею, а она с ним. Но…
Прежде всего, обратим внимание на формулировку с которой картине был вручен спеприз жюри – “За смелость гражданской и эстетической позиции в кино”. Если же без высокой пафосности формулировок, то станет понятно, что сегодня киргизскому кино становится тесно в рамках традиционного “народного”, бытового, называйте его как хотите, кинематографа. “Страсть” вовсе не попытка замахнуться на святое, посягнуть на то, к чему привык массовый зритель в Киргизии. Просто в своем фильме авторы пытаются подкорректировать вектор, несколько сместить его в сторону к зарубежным образцам, которые нельзя не замечать, от которых не схорониться в просторанстве народности и быта. Хорошо это или плохо, быть сегодня не таким, как вчера – отдельный вопрос, но обратим внимание на слово “смелость” в приведенной выше формулировке. Смелость всегда чего-то да стоит.
Продолжая тему, нельзя не упомянуть о фильме мосвички и вгиковской студентки Елизаветы Стишовой “Чайка”, названном победителем в короткометражном конкурсе “Границы шока” и также прошедшему по ведомству Кыргызстана. В нынешнем году это уже вторая короткая вгиковская картина, которая производит очень сильное впечатление. О “Кардо” Светланы Сигалаевой речь была по итогам Международного канского видеофестиваля, где фильм назвали лучшим. И вот теперь – “Чайка”.
Если “читать” это кино по первому плану, то получится история о том, как где-то на пространстве недавно почившей империи, в средней школе, один язык “межнационального общения” прихотью каприза времени сменяется другим, а учитель русского стоит насмерть, и как человек, которому уже нечего терять, решает поставить чеховскую “Чайку” со своими отнюдь на самыми старшими учениками – они и по-русски-то говорят через пень-колоду. Они поставят эту “Чайку”, начнут даже играть на школьных задворках в соседстве с мелкой и крупной домашней живностью, пока невесть откуда взявшийся автобус среди действия не заберет большинство из совсем немногочисленных зрителей, чтобы везти их в райцентр. На финальных титрах мы увидим салон этого автобуса, а за кадром киргизская девочка, старательно выговаривая трудные русские слова, будет читать монолог Нины Заречной про “людей, львов, орлов и куропаток”, и сердце будет сжиматься.
Это кино совсем не про смену языков, времен, но – про вечное одиночество бойца, классического героя, если хотите, который встает один против целого света, спасая не частность, но всю (!) мировую культуру, защищая ее от вполне реальных напастей: забвения, невежества, дальше по списку. И, конечно же, вечным сценарием жизни герою суждено поражение, но потом, когда-нибудь, вспоминать будут только его…
 О грузинском, времен “Бабочки” и “Кувшина”, кино, которого мы уже давно не видели и которое, казалось, навсегда потеряли, напомнила картина Георгия Качаравы “Сделано в Грузии… Без денег“. Кино и впрямь сделано практически без денег, но имено в нем задаются наивными вопросами: для кого крутится земля или почему люди летают-не летают? Здесь из ледяной лунки под нос ожидающему своего счастья рыбаку может высунуться кулак с фигой, а непримиримые спорщики дискутируют о Джордано Бруно, Александре Македонском, Аристотеле и Будде. Вы когда в последний раз спорили о Джордано Бруно? Здесь на полном серьезе прикалываются над самими собой и радуются тому, что живут на этом свете. Откровенно говоря, большого удовлетворения по поводу радости бытия во многих фильмах конкурсной программы не наблюдалось.Вообще жанровое кино проживало в конкурсе вроде бы подпольно и с опаской, опасаясь быть причисленным к нефестивальному и коммерческому. Кстати, «Операция “Арго”» Бена Аффлека, наполучавшая по итогам прошлого года кучу фестивальных призов и “Оскаров” – это фестивальное кино или коммерческое?
Едва ли не разочаровывающим могло показаться начало уже поминавшегося выше казахского “Шала” – чудак-дедушка, продвинутый внук, вечный конфликт поколений, ничего нового, все пройдено. Но постепенно пространство фильма начинает заряжаться электричеством, как воздух перед грозой, и – закрутило-завертело в вихре отчаянного триллера, который уже не отпустит, не даст секундной передышки, погружая в схватку старого пастуха (его замечательно сыграл Ерболат Тогузаков, удостоенный приза за лучшую мужскую роль) и горстки овец, заблудившихся в степи среди зимней непогоды, и стаей волков, жаждущей добычи. Тут каждый со своей правдой, и они будут стоять до конца, ни за что не уступят, как друг другу человек и природа в конфликте, где по определению не может быть ни побежденных, ни победителей, где в выигрыше всегда остается только жизнь. Они долго смотрят друг на друга – волчица, у которой к людям особый счет, и обессилевший старик, но вот волчица отворачивается и трусцой отправляется в свое степное убежище, а за нею смешно ковыляет невесть откуда-то взявшийся малолетка-волчонок. Жизнь продолжается…
Почти до последнего момента лидерство балтийских стран казалось в конкурсе неоспоримым, все три страны показали качественное историческое, датированное минувшим веком кино, в котором им было о чем рассказать и что сказать. На этот раз обошлось без нервных кивков в сторону рассыпавшейся империи, хотя понятно, что память саднить будет еще долго.
Во-первых, мы увидили добротную коммерческую спортивную драму от латышей “Команда мечты 1935” Айгарса Грауба о баскетбольном подвиге маленькой страны на первом европейском чемпионате. Во-вторых, на мой вгляд, не оцененную жюри “Экскурсантку” (замечательное название!) от литовца Аудрюса Юзенаса: одиннадцатилетняя девочка пробирается из Сибири в Литву в конце 40-х. И, в третьих, “Живые картинки” эстонца Харди Вольмера – этому фильму в кулуарах до последнего момента прочили Гран-при. Обошлось призом за лучший сценарий и одним на двоих призом Сандре Уусберг и Ану Лампе за лучшее исполнение женской роли (сыгранную ими героиню мы увидели в разном возрасте). Еще один диплом “Живые картинки” получили от аккредитованной на “Киношоке” кинопрессы. В 135 минут экранного времени Харди Вольмер уместил век жизни двухэтажного дома на одной из улиц Старого города в Таллине, он чудом уцелел после многих потрясений, но теперь его молодым наследником-владельцем обречен на продажу зарубежному покупателю…
А что же российское кино на “Киношоке”? О “Чайке” Елизаветы Стишовой мы говорили, но она представляла Киргизию. Отмеченная за режиссуру и операторскую работу картина “Это не я” Марии Саакян – проект совместный, армяно-российский. В конкурсе “КиноМалышка” ожидаемо победило обаятельное “Частное пионерское” Александра Карпиловского, тут никакого сюрприза – фильм побеждает везде, где появляется. Зрительский конкурс телефильмов “ТВ-шок” определил победителем священника из Новосибирска Александра Новопашина за картину “Меня это не касается” – трудный для всех, кого касается и не касается, разговор о молодежи и наркотиках. Наконец, “Слон” Гильдии киноведов и кинокритиков отдан фильму, а точнее, перформансу питерца Виктора Тихомирова “Чапаев Чапаев”. В общем, не густо…

Николай ХРУСТАЛЕВ
«Экран и сцена» № 19 за 2013 год.