Добби Бобби против пустоты

Фото С.ШИМОВАПьеса молодого драматурга Максима Черныша “Пустота” (ее второе название – “Добби Бобби”) была представлена два года назад на фестивале “Любимовка”. Тогда ее окрестили современной комедией нравов. Герои пьесы Черныша – представители самых разных ступеней социальной лестницы, от топ-менеджеров и научных сотрудников до рабочих заводов и официанток придорожных забегаловок. Персонажей пьесы можно условно поделить на тех, кто стремится преодолеть пустоту существования, вязкую плотность жизни, и тех, кто на заурядном и стертом прозябании паразитирует; на тех, кто пытается выйти из зоны комфорта, и тех, кто довольствуется суррогатом стабильности. Центральный персонаж “Пустоты” топ-менеджер Дима ради развлечения и душевной встряски решает закрутить роман с PR-директором своей компании Мариной, но неожиданно для самого себя находит в этих отношениях источник подлинных и сильных чувств. Однако проверку ими сегодняшний герой-индивидуалист не выдерживает, вовремя капитулируя. Линия Димы – центральная в пьесе, но судьбы всех остальных героев так или иначе переплетены с его личной историей: и Марины, которая хочет уйти, но так и не решается, от нелюбимого мужа-профессора, изменяющего ей, и секретарши Светы, мечущейся между бывшим экспедитором-алкоголиком и успешным коллегой, близким другом Димы.

Сюжет пьесы Черныша мог бы ограничиться форматом сериальной офисной мелодрамы с элементами публицистики, но режиссер Талгат Баталов сумел поставить ее на большой сцене Тверского ТЮЗа в жанре психологической драмы, расслышав мотивы вампиловской “Утиной охоты”, а в главном герое, вопреки его карьерной и материальной успешности, разглядел зиловские черты. Дима, каким его играет Андрей Иванов, ухожен и подтянут – несомненный завсегдатай фитнес-центра. Он галантен, но не прячет чувства своего превосходства над другими. За внешним лоском скрываются скука, пресыщенность и усталость. В отличие от Зилова, лишь мечтавшего об охоте, к своим тридцати он уже покорил Эверест, заплатив за подъем несколько тысяч долларов. Правда, этот факт, как и прочие события его жизни, не слишком отпечатался в памяти. О горной вершине, где он чуть не погиб, напоминают только три отсутствующих пальца на ноге. Но, кажется, обморожение проникло гораздо глубже, приравняв внутреннее состояние Димы к отметке “около ноля”. Его поступки – попытка повысить градус существования.

Главная проблема героев в спектакле Талгата Баталова – расхождение между социальным статусом и реальным местом, в жизни. Дима, с легкостью принимающий решения об увольнении персонала и закрытии малоприбыльных заводов в отдаленных от центра регионах (лишая работы сотни людей), оказывается совершенно беспомощным в личных отношениях, в принятии решений не от имени директора компании, но от собственного. Одна из ключевых сцен у Баталова – заседание директоров, когда Диму подмывает в ответственный момент голосования выкрикнуть кричалку “Добби Бобби”, услышанную однажды от капризничающего в театре ребенка. Этот инфантильный поступок Димы, в сущности, доказывает его человеческую несостоятельность, неспособность нести ответственность за свои действия. Марина в исполнении Елены Фоминой (еще одна удачная роль в спектакле), будучи высококлассным профи по формированию позитивного имиджа крупной компании, явно переживает кризис, поскольку имидж квалифицированного специалиста подавляет ее ощущение себя как женщины. “Я королева”, – заявит Марина мужу, на самом деле напоминая об этом самой себе. Все проблемы и фобии современного человека в погоне за социальным положением и профессиональной самореализацией, подавленного ипотеками, кредитами и неустроенной личной жизнью, точно выхватываются Баталовым из текста Черныша.

Режиссер задает действию рваный синкопический ритм, структура напоминает клиповый монтаж. На белые стены художник Ольга Никитина проецирует ироничные графические изображения людей в метро, машин, стоящих в пробке. Природа здесь и вовсе сведена к условному текстовому знаку – размноженному по вертикали слову: береза-береза-береза. Пространство легко превращается в салон самолета с окошками иллюминатора, кабинет Димы или придорожное кафе, мгновенно перебрасывая героев из одного места действия в другое. Жизнь героями спектакля проигрывается стремительно, как компьютерная игра, важно как можно быстрее достигнуть цели. Но достигнув ее, герои вновь погружаются в пустоту, в очередную иллюзию защищенности и стабильности, из которой с каждым разом все сложнее найти выход. Отчего же не счесть постановку Талгата Баталова портретом современного российского общества?

Вера СЕНЬКИНА
Фото С.ШИМОВА
«Экран и сцена»
№ 12 за 2016 год.