Без радикализма

25-й Открытый фестиваль документального кино “Россия” в Екатеринбурге завершился триумфом Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой с фильмом “Бирюса” в редком для документалистики жанре – комедии. “Бирюса” входит в цикл “Великие реки Сибири”. Кстати, картина этого цикла, “Ангара” Павла Фаттахутдинова, уже получала награду фестиваля “Россия” как лучший полнометражный фильм. “Бирюса” – еще и “кино про кино”, которое по ряду причин не складывается и, в связи с этим, в кадре возникают различные комичные ситуации.
Юбилейный фестиваль взял курс на кино с традиционными художественными решениями и приемами. И, можно сказать, полно представил Россию во всей красе. Кажется, у Евгения Гришковца было про то, как герой ехал семь дней во Владивосток на поезде, а “пейзаж все время один и тот же… тот пейзаж, глядя на который русский человек обязан сказать: “Боже… какая красота!”. В некоторых документальных фильмах, особенно на, условно говоря, “внегородские темы”, без этого никуда, но справиться здесь удается маститым режиссерам Арутюну Хачатряну (“Бесконечное бегство, вечное возвращение”), Ивану Твердовскому (“Корыто, лыжи, велосипед”) или Андрею Осипову – его “Коктебельские камешки” признаны лучшим полнометражным фильмом.
Но есть и обратная сторона – когда невнятная режиссура прикрывается традиционностью, и фильм скорее напоминает аудиогиды: по Великому Новгороду ли (“Иоанн да Марфа”), по Соловкам (“Свой человек на Соловках”). От “Бомбы” Владимира Тюлькина, если бы режиссер оставил своих героев тет-а-тет, удалившись из кадра, впечатление, наверное, было бы более сильным. Хотя оно и так не для слабонервных: здесь сталкиваются два абсолютно разных мировоззрения – бывшего заключенного и судебного психолога, – демонстрируя зрителям две реальности о тюрьмах с ракурса извне и изнутри. По официально озвученной версии, герой, тогда еще находясь за решеткой, в течение трех лет тайком снимал свою жизнь и жизнь окружающих.
В поле зрения документалистов – беззащитные герои. Староверы, прячущие свой мир от беспристрастной камеры (“Бирюса”); люди, выжившие после страшной трагедии в Крымске (“Десять сантиметров жизни”, режиссер Анна Яновская); репрессированные, но не потерявшие достоинства (“Дом военных. Ускользая из стальных объятий”, режиссер Игорь Григорьев); малоимущие и бродяги (“Обед в Липовке”, режиссер Линас Микута); бродячий художник (“Перекресток”, режиссер Анастасия Мирошниченко); женщины, ищущие счастья в чужой стране (“Вьетнамские жены для китайских мужей”, режиссер Ли Шань).
“Земляки” Павла Мирзоева, отчасти построенные на зрительской реакции, как и фильм Евгения Григорьева “В ожидании варваров”, невольно отсылает к двум знаменитым документальным картинам, где мы оцениваем происходящее, наблюдая за эмоциями героев, – это “Старше на 10 минут” Герца Франка и “Взгляните на лицо” Павла Когана. В “Земляках” Мирзоеву удалось зацепить более серьезную и глубинную тему, чем дети, впервые посмотревшие картины знаменитых земляков – “Зеркало” Андрея Тарковского, “Я шагаю по Москве” Георгия Данелия по сценарию Геннадия Шпаликова, “Сказка сказок” Юрия Норштейна. Дети у Мирзоева искренни и непосредственны, и этим они тоже беззащитны. Кто-то из них мечтает уехать из маленьких сел и городков, кто-то, напротив, остаться; девиз девочки, у которой папа работает в тюрьме, где сидел знаменитый олигарх, “доминируй, властвуй, уничтожай”; кто-то из девчонок хочет стать уборщицами, продавщицами, “как мама”, а некоторые надеются поехать в Египет, потому что никогда не видели моря. Они рассказывают о своих друзьях, первых влюбленностях и впечатлениях от фильмов, которые, возможно, оставили в их жизни особый след.
В этом году в фестивале участвовало рекордное количество дебютантов – 10 из 32 участников, однако провокативных и интригующих работ среди них оказалось мало. Пожалуй, роль новатора на себя в какой-то степени взял единственный представитель Школы Марины Разбежкиной в конкурсе Аскольд Куров, чей фильм “Ленинлэнд” был отмечен призом прессы. Режиссер достаточно иронично осмысляет прошлое и в то же время с симпатией относится к героям, сотрудникам музея, которые всячески сопротивляются процессу коммерциализации и держатся за прочно въевшиеся в их мировоззрение идеи коммунизма. Кстати, пару лет назад Куров участвовал в конкурсе “России” со своей дебютной картиной “25 сентября”, но наградами отмечен не был.
Впервые члены жюри в этом году выбрали сразу двух лау-реатов в номинации “лучший дебют” – видимо, большое количество дебютантов сделало свое дело и осложнило выбор. Генеральный директор фестиваля Георгий Негашев пошел навстречу просьбам жюри, а член жюри, режиссер Виктор Лисакович, пошутил: “нам всего-то пришлось немного поумолять”.
Анастасия Мирошниченко (“Перекресток”) и Ли Шань (“Вьетнамские жены для китайских мужей”) отмечены как лучшие дебютантки. В свое время фестивалем “Россия” были открыты режиссеры, ищущие нестандартные решения, – Мария Кравченко, Иван И.Твердовский, Таисия Решетникова, Александр Габрильян и другие авторы.

О необходимости смены концепции, но без радикализма, говорил на финальной пресс-конференции председатель отборочной комиссии Андрей Шемякин. Однако, члены жюри, похоже, остались довольны и благодарили отборщиков. Председатель жюри, культуролог, киновед Кирилл Разлогов даже посетовал, что призов не хватало, и поэтому они с коллегами по судейству рады, что некоторые картины наградили специальными призами партнеры фестиваля.

Александра ЖУКОВА
«Экран и сцена»
№ 19 за 2014 год.