О Джордже Баланчине

Уж декабрь пришел. На дворе темнеет рано. Летят дни, как желтые листья. На деревьях вскоре ничего не останется. Природа уснет, до весны. Но прежде будет зима, желательно со снегом. У каждого времени должна быть своя “музыка”- своеобразие. Новый год… Что он нам принесет?

Все меняется непонятно каким образом.

Надежда на лучшее живет.

Перебираю книги… Небольшая, в мягком переплете, немного потрепанная: “Корабли мысли” (английские и французские писатели о книгах, чтении, библиофилах. Рассказы, эссе. Издательство “Книга”, 1986). На первой странице: “Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Мысли передают отдаленным векам плоды мудрости и открытия одного века в назидание грядущим поколениям”. (Фрэнсис БЭКОН)

Как старомодно звучит: “в назидание…”, а слово хорошее.

Глобализация не нуждается в назидании.

Нашла книгу, которую считала потерянной: “DIAGHILEV” Richard Buckle, 1979, Wiedenfeld and Nicolson. Иллюстрации, рисунки – из Victoria and Albert Museum. Автор – знаток, историк, критик балета Ричард Бакл. В 1939 году он основал в Лондоне журнал “Ballet”. С 1948-го по 1975 год регулярно писал для еженедельника Observer и газеты The Sunday Times. Его знаменитая выставка «Дягилев и “Русские сезоны”» состоялась в 1954 году. Имела огромный успех. Концептуально, по замыслу, в представлении дягилевских “Сезонов” выставка подчеркнула беспримерный пример: Дягилев сотворил, организовал, соединил свои мысли и видения (интуицию) с реальностью. Дягилев чувствовал ту реальность, которая могла выразить время… в танце, музыке, в новой образности, собрал вокруг себя самых талантливых и ярких композиторов, художников, дирижеров, балетмейстеров, режиссеров.

В замечательно написанной и оформленной книге нашла газетную вырезку из “Le Monde” за 2009 год, обрадовалась, статью тоже считала потерянной. Заголовок: “Дягилев. Русский парижанин”. В статье приведены слова Сергея Дягилева: “Я не создаю ничего, но я необходим”. Так на самом деле и было, без него ничего не происходило. В книге – фотография 1926 года: молодой элегантный мужчина задумчиво стоит, опираясь на бордюр… Этот молодой человек – Джордж Баланчин. За ним – вода Гранд-канала, Венеция, любимый гениями город…

Я рассказала о Баланчине в 2017 году в журнале “Сцена”, но фотография напомнила о нем опять, и о тех замечательных людях, полных идей и мыслей, талантливых открывателей нового, вынужденных оторваться от всего дорогого. Пристать к другим берегам.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге в 1904 году. Родители: мать,Мария Васильевна, русская, музыкально образованная, тонкого вкуса, любящая балет; отец, Мелитон Баланчивадзе, ученик Римского-Корсакова, впоследствии известный грузинский композитор. Георгий и старший брат его Андрей музыкой занимались с ранних лет. Георгий в девять лет начал учебу в императорской балетной школе и позже в Консерватории.

Во время учебы Баланчивадзе создает свою первую хореографическую работу, “Ночь” (La Nuit), для себя и своей соученицы, на музыку Антона Рубинштейна.

После окончания училища Баланчивадзе принимают в труппу кордебалета Мариинского театра. В 1923 году Георгий организовывает труппу из нескольких коллег, экспериментирует, пробует то, что ему кажется интересным. Вскоре Мариинский театр меняет название (становится Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета имени С.М.Кирова), а танцорам труппы Баланчивадзе грозят увольнением, если они не распустят свою труппу. В 1924-м четыре танцора – Георгий Баланчивадзе, Тамара Гева, Александр Данилов, Николай Ефимов – получают визы на короткие гастроли по Европе. Гастроли заканчиваются невозвращением.

Побывав на выступлении танцоров Баланчивадзе в Лондоне, Сергей Дягилев пригласил их в свою труппу. Чуть позже, по настоятельной рекомендации Дягилева, молодой петербуржец Георгий Баланчивадзе меняет имя. Прежнее останется в той стране, где он родился, а Европа и мир узнают балетмейстера Джорджа Баланчина, восхождение которого на самую вершину признания, известности и славы будет происходить под новым именем.

Первые постановки Баланчина в труппе Дягилева – два одноактных балета: “Аполлон Мусагет” на музыку Игоря Стравинского и “Блудный сын” на музыку Сергея Прокофьева. Всего Баланчиным было создано десять работ. В 1929 году Сергей Дягилев скончался.

Проходит немного времени интенсивной работы, поиска… Баланчин знакомится в Лондоне с молодым американским меценатом Линкольном Кирштейном (Lincoln Kirstein), который жаждет создать независимую Американскую компанию классического балета. В 1934-м по инициативе и под руководством Баланчина создается Школа американского балета, из ее выпускников формируется Американский Театр Балета (American Ballet Theatre), а позже компания New York City Ballet.

Школа, созданная петербуржцем русско-грузинского происхождения, воспитывает танцоров ведущих компаний США, всего мира. По сей день.

…Ничего не зная о гениальном Баланчине, тбилисская школьница, маленькая пионерка с тяжелой школьной сумкой, после урока французского поднималась по узкой улочке, к дому своей тети. Дверь двухэтажного особняка, где первый этаж занимала семья тети, была открыта настежь, и только я собралась войти, в открытой двери не-

ожиданно появился человек… Он не шел, а будто скользил по воздуху, едва касаясь земли. Мужчина казался каким-то необыкновенным – разве что не искрился! Похожий на волшебника человек улыбнулся мне и исчез в блестящей черной машине, умчавшей его.

Из оцепенения меня вывела тетя, старшая сестра мамы, изящная женщина, похожая на балерину. Мужчина был никто иной, как знаменитый Джордж Баланчин! Он приехал в Грузию первый раз после “невозвращения”, чтобы показать свою труппу и увидеться со старшим братом Андреем. Это были гастроли New York City Ballеt в СССР. Тете Баланчин передал письмо и небольшую посылку от родственника, с которым коротко был знаком. А самое главное – Баланчин оставил билеты! Я в первый раз увидела на сцене Тбилисского оперного театра волшебство балетмейстера Баланчина.

С творчеством волшебника я встречалась не раз. Вспомню две последние встречи. В Москве, в Большом, 5 октября 2012 года посмотрела знаменитый одноактный балет “Аполлон Мусагет” в хореографии Джорджа Баланчина. Из программки узнала: премьера состоялась 28 июня 1928 года, Париж, труппа “Русский балет Дягилева”. И далее – постановка “Аполлона Мусагета” подготовлена в сотрудничестве с Фондом Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина. В интервью, напечатанном в программке, бывшая ведущая балерина труппы Баланчина, Виктория Саймон (ей, совсем молодой, Баланчин поручил переносить его балеты на разные сцены стран мира), вспоминает знаменитую фразу хореографа: “Увидеть Музыку и услышать Танец”.

“Все балеты Баланчина для меня – плотная визуализация музыки, это как четвертое измерение”, – рассказывает Виктория Саймон. Первого Аполлона танцевал Сергей Лифарь, сценография Андре Бошана. Дирижировал Игорь Стравинский. Премьера состоялась в Театре Сары Бернар в Париже.

В 1976 году Баланчин специально для Михаила Барышникова создал новый вариант “Аполлона Мусагета”.

Моя последняя встреча с творчеством Баланчина произошла в Париже в конце мая 2017 года, на знаменитой сцене Гранд-опера (Palais Garnier). “Вечер Равеля”: три одноактных балета. Хореографы Джордж Баланчин, Джером Роббинс и Сиди Ларби Шеркауи (я познакомилась с хореографией Шеркауи в Берлине, на фестивале “Театральные встречи”) совместно с Дамьеном Жале. Хореография каждого балета на музыку Равеля была чрезвычайно интересной, разной, блестяще поставленной (костюмы, свет!).

Но мой рассказ – о Баланчине, остановлюсь на его “Вальсе” (“La Valse”). Начну с художницы костюмов, знаменитой Karinska (1886 – 1983). Я не случайно написала ее фамилию на польский лад. Варвара Андреевна Жмудская была полькой, родилась в Кракове. Позже переехала в Москву, где второй раз вышла замуж за известного адвоката Николая Каринского, взяла фамилию мужа, под которой стала всемирно известна, писала ее на польский лад.

В 1916 году Каринска открывает артистический салон, выставляет свои рисунки и живопись в галереях Москвы. Варвара Каринска положительно встречает революцию, решает не следовать за мужем, который покидает страну Советов, эмигрирует в США, в Нью-Йорк. Открывает ателье высокой моды, рассчитывая, что советская элита будет обращаться к ее услугам.

Чуть позже она открывает еще и школу вышивания. Но, в 1924 году, после того, как школу национализировали, сделав из нее фабрику для производства флагов, Каринска покидает Россию. Приезжает в Берлин, где встречается с Владимиром Мамонтовым (он станет ее третьим мужем) и со своим племянником Владимиром Жмудски. Все вместе переезжают в Брюссель и вскоре в Париж. Каринска работает для “Русских балетов Монте-Карло”, образовавшихся после смерти Дягилева, и недолго для “Les ballets”,труппы Баланчина. В 1936 году переезжает в Лондон, а в 1941-м покидает Европу. В США Каринска много сотрудничает с Голливудом, становится неоднократным лауреатом премии “Оскар”!

Каринска – постоянный сотрудник и соратник Джорджа Баланчина. Участвует в оттачивании стиля, который стал известен, как “стиль Баланчина”. Близкий друг Каринской с молодости, Баланчин считал успех совместных с ней работ заслугой и этой замечательной художницы.

Балет на сцене Парижской Оперы репетировала Франсия Рассел.

Она начинала учебу у Матильды Кшесинской в Париже и продолжила в Лондоне, у Веры Волковой. Стала солисткой труппы Баланчина. Рассел танцевала все балеты Баланчина, была его ассистенткой. С 1964 года Баланчин поручает ей переносить его балеты для разных компаний. Рассел перенесла 30 балетов. Сценография и свет Жан Розенталь (урожденной Евгении Розенталь). Розенталь сотрудничала с известными балетными и театральными компаниями США, ставила свет более чем в 300 спектаклях на Бродвее. Работала для Орсона Уэллса, в постановке “Гражданина Кейна” в Mercury Theatre

Впечатление от хореографа Баланчина (это созданное в сотрудничестве с коллегами-женщинами) – визуальная красота, таинственность атмосферы, невероятная легкость движения…

В основе “Вальса” – две короткие партитуры Равеля.

Легкость движений более походила на парение. Костюмы, как будто несущие по воздуху балерин, усиливали ощущение невесомости. Как будто танцующие создания могли улететь… И это и вправду было возможно…

Красота, во всем. Удивительный свет, на гране реального с нереальным.

На глазах танец становится музыкой, а музыка превращается в танец, и они неотделимы друг от друга в кружении ВАЛЬСА!

Я увидела музыку и услышала танец. Слова Баланчина оправдались.

Он мне в детстве не случайно показался волшебником.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе – Джордж Баланчин.

Нана КАВТАРАДЗЕ

«Экран и сцена»
№ 24 за 2022 год.