Полина ЛАЗАРЕВА: «Пока не выпущу свое кино, не успокоюсь»

Полина Лазарева. Фото М.ПАВЛОВСКОЙ
Полина Лазарева. Фото М.ПАВЛОВСКОЙ

Одна из ведущих актрис труппы театра-юбиляра и продолжательница знаменитой актерской династии, певица, ведущая, а с недавнего времени еще и кинорежиссер. Поговорили с Полиной Лазаревой о 100-летии ее родного Театра имени Вл. Маяковского, счастливых годах учебы у Олега Кудряшова на режиссерском факультете ГИТИСа, обаянии отрицательных ролей и увлечении кино. Дружбу и работу на одной сцене со знаменитой бабушкой Светланой Немоляевой, конечно, тоже не оставили в стороне.

– Полина, расскажи, как ты поступала. И почему именно ГИТИС.

– Я поступала во МХАТ, в Щепку и в ГИТИС. Поскольку во МХАТе учились и дедушка, и папа, мне казалось, что мне туда надо. А Щепка, потому что там бабушка училась. В ГИТИС я пробовалась, так как мне сказали, что набирают именно музыкальный курс. Я тогда еще не вполне определилась, на чем хочу сосредоточиться: на артистку учиться или продолжать музыкой заниматься. Подумала, если получу театральное образование, а потом решу стать певицей, одно другому не помешает. Получилось так, что в ГИТИС я поступила. По своей глупости и необразованности не знала тогда, к какому чудесному мастеру попала. В итоге училась у Олега Львовича Кудряшова, и это были самые счастливые четыре года в моей жизни.

– До своего поступления ты кое-что знала о театре, ведь выросла в актерской семье? И что оказалось шоком, когда началась учеба?

– Я никак не ожидала, что будут такие нагрузки. Это, действительно, был шок. Я пришла 1 сентября, увидела расписание – с 9.30 до 23.00. Помню, как была уверена, что потом все делятся на группы и смены. Представить, что это официальное расписание, да еще и выходных ни одного, я, конечно, не могла. Когда поступала, мне было всего 15 лет. Довольно хилая и вялая, от нагрузок все время падала в обморок. Но так тяжело было первые два курса, потом к режиму привыкаешь и уже мучаешься, если вдруг появляется свободный час. Второй мой шок случился после окончания учебы – я рассчитывала, что меня разорвут на части театры, но ничего подобного. Никакой работы не вырисовывалось.

Поскольку я выросла в театральной семье, бабушка с дедушкой всю жизнь работали в одном театре, отец много лет в Ленкоме, я знала театр изнутри. Поэтому многие вещи для меня сюрпризом не стали. Но это и не слишком хорошо – не было остроты впечатлений, которую ощущали однокурсники. Я как будто бы экономила силы, мне как будто бы не надо было быть везде первой. Конечно, я заблуждалась. Кроме того, ко мне было предвзятое отношение из-за родных. Оно и сейчас есть. Не скажу, что это отношение всегда отрицательное. Любое новое знакомство со мной означает, что впечатление обо мне и предубеждение относительно меня уже существуют. Иногда хорошее, – “о, это внучка Светочки Немоляевой, ну проходи, садись”. А бывает, наоборот, – “ну понятно все, золотая молодежь”. Я недавно себя поймала на мысли, что раньше мне казалось, что все заранее меня ненавидят. А теперь я вижу, напротив, ко мне много где относятся хорошо. И часто совершенно незаслуженно.

– Тебя это когда-то обижало или обижает сейчас?

– В ГИТИСе очень обижало, ранило даже. Да и в театре. Получилась твоя роль, не получилась, все равно к тебе отношение скептическое. И это очень обидно, потому что тратишь очень много сил. Но это данность, с которой я просто в какой-то момент смирилась. Есть даже плюс – это дополнительный стимул работать. Я поняла: не нужно никому ничего доказывать, просто занимайся тем, что тебе интересно и ориентируйся на свое мнение. Профессия у нас такая, отчаянно субъективная.

– Вернемся к разговору о ГИТИСе. Расскажи поподробнее про Олега Львовича.

– Я редко его вижу, но когда вижу, кидаюсь прямо на улице, иногда из-за угла. Хочется обнимать и ловить каждое слово, которое он произносит. Он совершенно уникальный человек. Часто бывает, что талантливые режиссеры и артисты не обладают педагогическим талантом, не могут передать свой опыт, научить, раскрыть молодого артиста, не сломав его индивидуальность. Олег Львович владеет этой техникой безукоризненно. Он знает, кого и когда надо похвалить, а кому дать по голове.

– Тебе доставалось?

– Мне, кстати, нет. Он был со мной чрезвычайно мягок, хотя я много ленилась. Мне не хватало сил на все, я неправильно распределяла время, была маленькой и глупой. Огромная благодарность Олегу Львовичу именно за то, что он нами занимался. Обычно мастера курсов приходят только на зачеты или экзамены. Если сделают пару замечаний кому-нибудь из студентов, уже спасибо. А Олег Львович занимается студентами очень подробно и очень увлеченно. Все с юмором, в игре, – невозможно не подключиться и не заразиться его живостью и легкостью. Олег Львович учит своим примером, своим отношением к профессии, учителям, к русской театральной школе. При этом он очень хорошо разбирается в современном театре.

– Ты рассказывала в интервью, что в Театр Маяковского попала благодаря Евгении Симоновой, которая предложила тебе сыграть в спектакле Александра Огарева “Месяц в деревне”. Что ты испытывала, когда вышла на эту сцену впервые, поменялось ли это ощущение с годами?

– Я была в таком ужасе, что сам момент “я стою на этой сцене” у меня не зафиксировался. На премьере охватывала паника, но я понимала, если сейчас поддамся этому состоянию, то не сыграю вообще ничего. Поэтому я “надела шоры” и не видела, куда иду, что делаю. Более-менее расслабилась только после пятого спектакля, наверное. Тогда уже стала получать удовольствие. А если говорить вообще о Маяковке, то я оказалась в этом театре очень плавно и естественно. Хотя не планировала этого совсем. Это был последний театр, где я хотела работать.

– Почему согласилась?

– Это произошло незаметно. Я пришла еще при Арцибашеве, и пока репетировали, нашим худруком назначили Миндаугаса Карбаускиса. Заварилась новая жизнь, начались лаборатории, новые спектакли. Я как-то совершенно незаметно для себя вошла в труппу и перестала быть приглашенной артисткой. Очень рада, что судьба распорядилась именно так.

– Театру Маяковского сейчас исполнилось 100 лет. Ты не участвовала в постановке “Истории”. Это было твое решение?

– Так сложилось. С одной стороны, с Егором Михайловичем мне интересно было бы поработать, но я пока просто не в состоянии брать дополнительную нагрузку. Я не справляюсь с тем количеством спектаклей, которые у меня есть сейчас. Их 7. У нас есть артисты, которые выходят на сцену в 2 раза чаще, чем я, не знаю, наверное, они семижильные… Я чувствую, что качество моей работы падает, если я не успеваю отдохнуть.

– Ты любишь свой театр?

– Очень люблю и очень ему благодарна, считаю, что артист обязательно должен иметь театральный опыт, в театре ты растешь даже в одной роли. Театр предполагает служение. Оно тебя часто ранит и причиняет боль, но оно же, наоборот, тебя возносит и приносит удовлетворение.

– Хорошо ли ты знаешь историю Маяковки?

– Скорее по семейным воспоминаниям. Я переживаю, что нет записей спектаклей Андрея Гончарова, мне бы было интересно посмотреть их с профессиональной точки зрения. Все, кто видел, забыть не могут. А я смотрю на фотографии и вижу довольно простые декорации, классическое решение. Но то ли он так работал с артистами, то ли так разбирал пьесы. Не могу понять, почему все артисты, которые его и ненавидят, и страшно на него обижены, все равно его боготворят. Хотя, наверно, он был прав, не разрешая снимать спектакли, самое главное в театре теряется при переносе на пленку.

А Николай Охлопков! Бабушка рассказывает, какие у них были по тем временам декорации, как он широко мыслил! Они играли спектакли в филармонии на Маяковской, там же огромный зал, 2 тысячи человек вмещается, по-моему. Идет какая-то советская пьеса про экскаваторы, а у Охлопкова на круг выезжают 4 рояля одновременно! Это же так мощно, в этом такая глубина. В общем, очень интересно, что они творили.

Сцена из спектакля “Бешеные деньги”. Фото С.ПЕТРОВА
Сцена из спектакля “Бешеные деньги”. Фото С.ПЕТРОВА

Мне кажется, такой театральной мощи, какая была тогда, сейчас нет совсем. Даже намека. Не знаю, с чем это связано. Казалось бы, тогда была гораздо страшнее жизнь, жестче цензура, гораздо меньше возможностей с точки зрения технологий и сценографии. Папа мне рассказывал, что, когда он учился в школе напротив нашего театра, он приходил утром в полдевятого, а у дверей Маяковки уже стояла очередь. Люди с вечера занимали места, ждали, когда откроется касса, чтобы купить билет. А когда была премьера, сюда вызывали конную милицию. Сейчас так только на рок-концертах бывает – чтобы давки не случалось.

– Но ведь ты любишь свой театр сегодня.

– В первую очередь людей, причем, во всех цехах. Я говорю не только об артистах, артисты сложный организм. А неудавшийся артист – это вообще отдельная боль, они часто становятся злыми, и даже пакости могут делать. Так вот в Театре Маяковского это вообще напрочь отсутствует, ну либо я слепоглухонемая и не замечаю чего-то. У нас все очень друг друга любят, поддерживают и ходят друг к другу на премьеры. А наши монтировщики, гримеры, костюмеры, пошивочный цех – это люди, беззаветно любящие театр.

– Ты говоришь так, как будто тебе это не свойственно.

– Не до такой степени. Все уверяют, что театру нужно служить, я считаю, это неправильно. Может быть, я не права. Если бы спросили мою бабушку, например, она бы совершенно точно сказала, что она без театра жить не может, она бы без театра умерла сразу и все подобные драматические вещи. Я такого не могу утверждать. Наверное, я смогу без театра. Но мне бы не хотелось.

– Что для тебя сейчас в жизни самое главное?

– Главное – это любовь. К своей семье, к своей профессии, к своим друзьям, и вообще ко всему, что тебя окружает. Когда не влюблен, как-то скучно, неинтересно и вяло.

– Есть ли у тебя роли особенные, свои?

– Я от каждой своей роли кайфую. Особенно когда выпускаешь долго, мучаешься, к каждой относишься очень нежно. Я не могу выделить одну. Я какие-то спектакли люблю меньше, какие-то больше, какие-то мне так уже надоели, что я просто не могу выходить на сцену, мне плохо физически, кажется, это все так ужасно, и, в первую очередь, я. А есть те, по которым я скучаю. Например, по “Бесприданнице” Льва Эренбурга. Было тяжело и физически, и эмоционально играть, но я знала точно, что развиваюсь благодаря этой работе.

– Ты всех своих героинь любишь, оправдываешь?

– Сложно сказать, я не отношусь к ним, как к каким-то отдельным существам, которых я могу любить или не любить, это моя работа. Как нам завещал Станиславский, мы должны оправдывать даже отрицательные роли. Вообще мне нравится играть отрицательные, это гораздо интереснее. Меня поражают артисты, говорящие: “Я за всю жизнь не сыграл ни одной отрицательной роли”. Это что большой подвиг? Классно играть то, что ты не позволишь себе в жизни. Вроде как бы и ты и не ты, немножко раздвоение личности (смеется).

– Когда ты пришла в Театр Маяковского, в нем, как ты сама рассказываешь, начался “период Карбаускиса”.

– Миндаугас – необыкновенно талантливый человек. То, что он успел здесь сделать за 10 лет, – уму непостижимо. Театр был в упадническом настроении, даже внешний вид у него был неприличный. Миндаугас сумел вдохнуть новую жизнь. Я кроме слов благодарности ничего не могу сказать, мне 10 лет было здесь очень хорошо.

– У тебя есть любимый его спектакль?

– У Миндаугаса свой почерк, его не спутаешь ни с кем. При этом он не штампует по одному рецепту разные пьесы. У него есть свое, неординарное видение. Меня дико бесит, когда режиссер начинает разжевывать мне вещи, которые я и так знаю. А Миндаугас любую пьесу разбирает так, что я понимаю: “мне это в голову даже не приходило”. Это, наверно, присуще всем большим режиссерам – совершенно другая оптика, через которую они смотрят и на жизнь, и на актеров, и на пьесы. Посмотрим, что будет сейчас. Очередная новая эра начинается.

– У тебя есть какие-то ожидания, связанные с приходом Егора Михайловича Перегудова?

– Мы учились параллельно в ГИТИСе, поэтому друг друга знаем давно. Какие-то его спектакли я видела, конечно, но хотела бы поближе познакомиться с его творчеством. У нас полтеатра сейчас ходит по всей Москве – Егор, оказывается, столько всего поставил. Я тоже все обязательно посмотрю, но не сразу. Этим летом я снимала фильм. И на это у меня ушло дикое количество сил. Сначала сценарий написала, потом долго искала продюсера, потом долго пыталась найти деньги.

– Все сама?

– Да. Я рассчитывала, что производство фильма – это целиком творческий процесс. А оказалось, что творчества в этом 10 %, а 90 %, если не больше – бесконечное решение проблем, возникающих на каждом повороте. И на каждом этом повороте все твои усилия, труды и старания не просто под сомнением, они летят в пропасть. Я в этом состоянии стресса живу 2 года. Наверно, пока не доделаю, не успокоюсь, не смогу жить спокойной жизнью.

– Как называется кино?

– Рабочее название “Алина”. Если честно, у меня никогда не было режиссерских амбиций, я хотела сыграть там главную роль. Но потом поняла, что не могу никому доверить режиссерскую работу, потому что только я знаю, как я это задумала и как хочу, чтобы это выглядело. Не факт, что у меня это получится, но это будет моя работа. Для того, чтобы это все оформить, я отучилась на курсах режиссеров и сценаристов.

– О чем твой фильм?

– Я же девочка, о чем он может быть? – конечно, о любви. Я хотела сделать злобную сатирическую комедию. Ядовитую такую – по-нашему, по-девчачьи, высказать все, что накипело. Все равно получилось не так, но надеюсь, местами будет забавно. У меня роскошная команда артистов собралась. Понятно, что с папой и бабушкой я сразу договорилась, они у меня в рабстве (смеется). Со всеми остальными пришлось попотеть. В главной роли снимается Вера Панфилова, ученица Сергея Васильевича Женовача. Мужскую роль сыграл Юра Быков. Заняты также Олеся Железняк, Ирада Зейналова и еще масса прекрасных, чуть менее известных, но очень талантливых артистов.

– Как ты себя чувствовала в роли режиссера? Ведь нужен определенный склад характера.

– Вот мне как раз не хватало жесткости, железобетонных режиссерских качеств! Не спорю, было трудно, но все равно интересно. Иногда мне казалось, что мозг взорвется. Но выдержала вроде.

– Ты можешь сказать, что немножко отошла от театра в сторону кино?

– В театре я работаю 11-й год. Много чего пробовала, что-то получалось, что-то не получалось. А в кино сделала только первые шаги. Поэтому судить пока не берусь.

Я выросла в семье артистов, где всегда был культ режиссера. Поэтому представить, что я сама могу стать на это место, до сих пор невозможно. У меня вообще есть проблемы с самоидентификацией, я, когда только закончила институт, пришла в театр, стали писать: “актриса Полина Лазарева”. От неловкости хотелось выйти в окно. Какая я актриса? – думала я, – вчерашняя студентка, ничего не знаю и ничего не умею. И сейчас, когда пишут “сценарист и режиссер Полина Лазарева”, все начинается сначала – мне хочется выдрать страницы из буклетов или замазать свою фамилию черным маркером.

– А если пишут “певица”? Ты же поешь!

– У меня долго была своя группа, мы играли и пели самую разную музыку – джаз, поп, советская эстрада. Часто выступали, но сейчас я отошла от этого занятия. Слишком много сил нужно для того, чтобы все организовать. Надо быть еще и продюсером группы. Сейчас я пою реже, только когда зовут выступить с оркестром.

Музыка – это то, что дается мне легче всего. Вот здесь у меня нет никаких комплексов, которые во всех остальных сферах жизни дико мешают. Я просто знаю, что хорошо пою, меня нельзя в этом переубедить.

– А по поводу чего ты рефлексируешь?

– Я очень не уверена в себе, это мне мешает. Начинаю нервничать, считать, что я бездарность, ничего не умею, мне это не дает силы преодоления. Наоборот, стопорит и загоняет в угол. Я очень на себя за это злюсь, ругаю себя и борюсь с этим активно. Расцветаю только от похвалы.

Ну и в профессии есть свои проблемы – у меня плохая речь, разговариваю скороговоркой. Пластики просто ноль. Это у меня в отца, он тоже “министр ловкости” (смеется). Я везде падаю, спотыкаюсь, врезаюсь, если есть яма на сцене, обязательно ее найду, если какая-то неудобная перекладина, лбом в нее врежусь.

– Так. Теперь – что ты любишь в себе?

– Я хорошо пою, хорошо разбираюсь в музыке. И я очень упертая. Если мне действительно надо, могу свернуть горы. Если не так сильно, то просто ложусь, ем и смотрю фильмы.

Беседовала Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 23 за 2022 год.