Скучная история

Фото Е.КОНДРАТОВОЙ
Фото Е.КОНДРАТОВОЙ

Для своего дебюта в Театре имени Евг. Вахтангова режиссер Айдар Заббаров выбрал рассказ Антона Павловича Чехова “Попрыгунья” – ироничную и печальную историю о том, как в погоне за великими людьми из мира искусства проглядела-прозевала милая дама собственного мужа. Хотелось ли Заббарову противопоставить “пустую богемную жизнь жизни подлинно трудовой и наполненной” или поразмышлять о природе женского легкомыслия, осталось загадкой. Может быть, ни о том, ни о другом не думалось, а влекла вечная тема. Ведь еще Евгений Богратионович Вахтангов говорил: “То, что вечно, всегда современно”. Только вот спектакль получился удивительно однотонный, почти однонотный – и по общей гамме сценического оформ-ления, и по способу существования занятых артистов. С декорацией отчасти понятно: Камерный зал Симоновской сцены – пространство сложное. Сценограф Булат Ибрагимов основным предметом реквизита сделал прозекторские столы – в соединенном виде они приподнимают сценическую площадку, что не может не вызвать благодарности у зрителей, сидящих дальше пятого ряда. Но артисты, вынужденные столы постоянно соединять, разъединять, крутить, возить, так очевидно тратят на эту деятельность время и силы, что чеховский сюжет постоянно тормозит и провисает.

Действие начинается сценой приема больных, однако выдающийся врач и надежда медицины Осип Степанович Дымов (Ян Гахарманов) почему-то даже не поворачивает в их сторону головы. Он монотонно велит раздеваться и одеваться, изучая рентгеновские снимки, а кажется – заполняет электронные карты и следит за отчетностью. Прелестная Ольга Ивановна Дымова (Евгения Ивашова), присев на край одного из все тех же прозекторских столов, задается вопросом: “Как же все так вышло?”, то ли заранее подводя итог своего короткого брака, то ли вспоминая его из наступившей новой жизни.

Далее происходит чтение вслух “Попрыгуньи” А.П.Чехова, иллюстрированное “живыми картинами”.

Богему представляют оперный певец (Алексей Петров), драматический артист (Сергей Барышев) и музыкант (Виталий Иванов), почему-то почти неотличимые друг от друга. Может, на самом деле гости “салона” Ольги Ивановны столь неталантливы и однотипно серы? Или их очарование поблекло в ее воспоминаниях? Оперный певец поет, артист дек-ламирует Пушкина (и не что-нибудь, а именно “Желание славы” – а ведь многие постоянные зрители Вахтанговского театра помнят, как читал эти строки Василий Семенович Лановой, опасные сравнения возникают сами собой), затем все дружно музицируют. Доктор Дымов ходит в белом халате и с удовольствием пожимает “своей честной рукой” руки гостей супруги, приглашая их “закусить”.

Художник Рябовский (Юрий Поляк), коварный соблазнитель нежного создания, демонстрирует свои картины через проектор и изрекает банальности про “кричащее облако”, но все-таки вносит некоторое эмоциональное разнообразие в вялотекущее повествование. Единственное яркое пятно в черно-бело-сером пространстве спектакля тоже связано с ним – когда он оставит Ольгу Ивановну ради другой женщины, эта безымянная женщина (Анастасия Михеева) пройдет через зрительный зал в ярко красном платье с длинным-длинным шлейфом. Огонь ревности? Мантия страсти? Дурное предзнаменование?

Дымов, очевидно, страдает, потом заболевает дифтеритом, и коллеги врачи собираются в его квартире, сбрасывая верхнюю одежду на руки его неверной жены так, что она оказывается почти погребена под ворохом пальто. Коростелев (которого Карен Овеян играет почему-то заикой) сообщит Ольге Ивановне о смерти мужа. Заодно скажет о подаваемых им надеждах для научного сообщества. И что? Да ничего.

Евгения Ивашова, актриса, умеющая быть и лиричной, и смешной, и тонкой, и трогательной, что она не раз блестяще доказывала, здесь существует в одной краске “богемного бытия”. Ни увлеченность, ни влюбленность, ни ревность, ни вина, ни горе не отражаются на ее Ольге Ивановне никак. Это не та попрыгунья, что “лето красное пропела”, ей что летом, что зимой “скучно жить на этом свете, господа”.

А как же так вышло?

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 23 за 2022 год.