То, что объединяет

Сцена из перформанса “Коммуникации”. Фото Р.ФИЛКОВСКОГО
Сцена из перформанса “Коммуникации”. Фото Р.ФИЛКОВСКОГО

В Архангельске в 28-й раз прошел старейший в России Фестиваль уличных театров. В белые ночи Архангельск превращается в культурную столицу России – одновременно с театральным здесь проходит фестиваль новой культуры “Белый июнь”, тоже захватывающий часть городского пространства. Уличные театры и вовсе можно встретить в эту неделю везде – в парках, на набережной, на пешеходной улице, во дворах. Они вовлекают случайных прохожих и фестивальных зрителей, обновляют привычную конфигурацию города.

Международный по статусу, уже несколько лет (с начала пандемии) фестиваль собирает только российские театры. Правда, в этом году были сняты ограничения на число зрителей, и оказалось, что даже организаторы (команда Архангельского молодежного театра) не помнят, как много людей может вместить уличное представление. Чемпионом стал спектакль Faust.Labor Инженерного театра АХЕ, собравший полную Красную Пристань.

Что такое российский уличный театр сегодня? На дискуссии о границах жанра в прошлом году вспомнили французское определение – “любая форма представления в публичном пространстве”. Формы эти сегодня очень разнообразны и прирастают новыми. В рамках деловой программы состоялся круглый стол, посвященный одному из таких недавно распространившихся жанров – “театру звука”. В афише фестиваля он второй год подряд представлен компанией Федора Елютина “Импресарио”, на этот раз спектаклем “Пой, танцуй” – дискотекой в наушниках, адаптированной к архангельскому пространству (значительная часть прогулки прошла на набережной Северной Двины). Аудиоспектакли появляются и в самом Архангельске – так, в Театре драмы уже есть краеведческий променад “Поморские узлы” и готовится спектакль в автобусе.

Жива и классика. Самарский театр “Пластилиновый дождь” показал акробатический спектакль “Ловцы снов”, поразивший зрителей трюками в воздухе (кольцо крепилось на подъемном кране). В цирковом жанре работал театр “Пампуш”, чье представление стилизовано под эпоху Возрождения. Андрей Кислицын, известный и как артист Цирка дю Солей, и сольными проектами, сыграл моноспектакль “Петрушка-Андрюшка”, в котором интерпретировал народного героя через пантомиму и клоунаду.

Выходит на улицу и старый добрый драматический театр. Питерский “Квадрат” Дмитрия Крестьянкина (“Плохой театр”) приезжает на фестиваль второй раз. В прошлом году он шел на воздухе впервые, но так вписался в скейт-парк Дома молодежи, как будто там и поставлен. Спектакль по воспоминаниям режиссера о детстве в Туле 1990-х можно было смотреть даже с балконов окрестных домов – редкий случай, когда театр приходит к зрителю, а не наоборот.

“Апрель” Кирилла Люкевича (“Цехъ”, Санкт-Петербург) поставлен целенаправленно для показа во дворе, и в Архангельске тоже получил интересную локацию – между двух гаражей у знакового для города музыкального клуба “Колесо”. “Спектакль-концерт с песнями, танцами и допингом” играют высыпавшие из старого “жигуленка” актеры, чьей задачей становится не столько перепеть хиты Цоя или рассказать связанные с ним истории, сколько вовлечь зрителя в энергетическое поле этой музыки. И возможность наблюдать за происходящим с крыши гаража добавляла драйва.

Не все спектакли так удачно вписались в выбранные пространства. Так, “Албасты” Альметьевского театра “Легкие крылья”, променад барочно оформленных героев тюркского фольклора, оказался зажатым в камерном парке аттракционов, и смотреть спектакль в такой тесноте было непросто. Проблема “разглядеть через головы” возникала в этом году не единожды (особенно подготовленные приходили со своими туристическими сидушками и занимали первый ряд). И, как замечали организаторы в итоговом разговоре с основателем фестиваля Виктором Пановым, эта проблема входит в условия жанра. Ведь уличный театр во многом и возникает во взаимодействии с толпой.

На фестивале-2022 во второй раз прошла PRO-программа (совместно с Российским союзом уличных театров) – деловой блок лекций, мастер-классов, обсуждений и презентаций новых проектов. В этом году ее поделили на продюсерское и прикладное направление. В первом случае говорили о заполнении заявок на гранты, знакомили театры с организаторами фестивалей, обсуждали перспективы развития движения в России. Во втором актеры, режиссеры и художники в серии мастер-классов подготовили перформанс “Люди-рыбы”, сыгранный в финальный день на набережной.

Архангельский фестиваль стремится объять возможности уличного театра со всех сторон, рассмотреть теоретически и практически, объединить сообщество. Для чего еще и существует подобный театр, как не для поиска того, что объединяет.

Ксения АИТОВА

«Экран и сцена»
№ 15 за 2022 год.