Опыты прочтения

Сцена из спектакля “Благоволительницы”. Фото предоставлено фестивалем
Сцена из спектакля “Благоволительницы”. Фото предоставлено фестивалем

В Омском “Пятом театре” впервые прошел фестиваль “лиТЕрАТуРа”. Новый форум считает себя наследником старого – фестиваля “Молодые театры России”. С 2002 года тот успел пройти 12 раз и собирал театры, основанные не раньше 1990 года. Новая команда (главный режиссер Максим Кальсин и директор Илья Киргинцев) поменяла концепцию.

Теперь “Пятый театр” привозит спектакли, поставленные по прозаическим текстам. Со словом “литература” в названии здесь обращаются вольно. Так, если первый фестиваль был посвящен недраматургическим текстам на сцене, то на второй планируют собрать спектакли по сценариям и назвать его “кинолиТЕрАТуРа”. Третий фестиваль и вовсе обозначен в проекте как “не лиТЕрАТуРа”, что подразумевает нехудожественные литературные источники. Скорее всего, проходить новый театральный форум будет раз в два года.

Помимо спектаклей, программа первой “лиТЕрАТуРы” включала образовательный блок. Внезапно продуктивным и полемическим получился круглый стол, посвященный отношениям между театром и прозой. Режиссеры говорили, что хотят от литературного материала масштабных тем и глубины мысли и находят их в современном романе, но не в драматургии. Теоретики во главе с профессором РГИСИ Натальей Скороход утверждали, что только в романе еще возможна иллюзия, будто автор все понимает про жизнь, драматургия же по большей части видит мир так же дробно и индивидуально, как обычный человек.

“лиТЕрАТуРа” стала фестивалем классических театральных форм, что предопределено, наверное, самим выбором темы. Проза бросала режиссерам разные вызовы. В спектакле Микиты Ильинчика “Благоволительницы” за полтора часа рассказан огромный роман Джонатана Литтелла. Одно дело – размер текста, другое – как поставить историю про обыденность зла, про фашизм и вину? Ответ Театра на Малой Бронной – сдержанно, без пафоса, без лишних эмоций на сцене.

Режиссер Елена Лукманова вместе с актрисой Магнитогорского драматического театра Мариной Крюковой тоже берутся за невыполнимую на первый взгляд задачу: поставить книгу Наринэ Абгарян “С неба упали три яблока” с разветвленной сетью персонажей. Книжный шкаф на сцене сразу намекает, что моноспектакль будет строиться как рассказывание, а не проигрывание истории. Ковры на полу перелистываются, словно страницы романа.

Моноспектакль “Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин” Лесосибирского театра “Поиск” по-своему радикален. Он смело предлагает зрителю даже не литературу, а литературоведение. Что интерпретация пушкинского наследия говорит о нас самих? Может ли спектакль быть одновременно чувственным и исследовательским в самом прямом, научном смысле слова? Режиссеру Александру Ряписову одинаково важны “Речь о Пушкине” Достоевского – и литературные анекдоты Хармса, “Лебединое озеро” – и “Гражданская оборона”. Актер Максим Потапченко, анализируя вместе с классиками “наше все” – роман “Евгений Онегин”, – предстает и ученым, и следователем, и Сталиным, и Христом.

Одной из самых интересных интерпретаций классики на фестивале стал спектакль Ирины Керученко “Солнечный удар” по рассказу И.А.Бунина. Профессия обязывает отметить, что режиссер уже ставила это произведение в таком же рисунке в Александринском театре. Несмотря на это обстоятельство, премьера Пятого театра стала событием для Омска. “Солнечный удар” Керученко – тончайшая и подробнейшая работа актеров (и режиссера с ними), спектакль, полный действия в каждой своей секунде. Прекрасная Незнакомка (Александра Федорова) здесь становится навязчивым видением, вожделенным миражом, от которого Поручик (Александр Боткин) с раздражением и даже злостью пытается избавиться.

Спектакль Стерлитамакского русского театра “Страна Айгуль” по Мустаю Кариму – единственная в программе постановка по пьесе, правда, переведенная режиссером Людмилой Исмайловой скорее в эпический жанр. На сцене постоянно присутствует Айгуль-старшая (Светлана Гиниятуллина), и весь сюжет о возвращении матери к юной героине мы видим с дистанции нескольких десятилетий. Спектакль без бытовых подробностей, в практически пустом черном пространстве показывает, как современный театр может использовать советскую национальную драматургию.

Были на “лиТЕрАТуРе” и игровой театр (серия постановок про Цацики петербургского театра “Суббота”), и зрелищный “Заповедник” Московского драматического театра имени А.С.Пушкина, и изрядно досочиненные режиссером Антоном Бутаковым “Петровы в гриппе и вокруг него” (Екатеринбургский ЦСД). Главный режиссер “Пятого театра” Максим Кальсин собирается и дальше играть с понятием “литература”, вынесенным в название. Хотя тему спектаклей по прозе нынешний фестиваль, конечно, не исчерпал и не закрыл.

Ксения АИТОВА

«Экран и сцена»
№ 22 за 2021 год.