Проделки театра

Фото А.ИВАНИШИНА
Фото А.ИВАНИШИНА

“Плутни Скапена” Мольера в “Сатириконе” – спектакль яркий, громкий, очень музыкальный и очень энергичный. В нем театральное накрепко переплетено с киноэстетикой. Художник-сценограф Борис Валуев и художник по костюмам Мария Данилова предложили решить мольеровскую историю в стиле фильмов-нуар и картин про итальянскую мафию, добавили пестрых картинок времен “угара нэпа”, с кудрявыми дамами в узких блестящих платьях и широкоплечих мальчиков в темных очках и нелепых пиджаках, неуловимо похожих на деловых людей лихих девяностых. Текст XVII века оказался по росту всем эпохам, в постановке Константина Райкина пестрая мешанина стилей и времен превратилась в историю вневременную и внегеографическую.

Вероятно, из-за того, что “Плутни Скапена” – первая посткарантинная премьера, спектакль с публикой в зрительном зале воспринимается особенно ярко. Стихия игры, балагана, бесконечных шуток обрушивается волной цунами. Перед пандемией Театр на Таганке успел выпустить свою версию “Тартюфа”, и сегодня две комедии великого француза соединились сверкающей радугой игры и смеха, нависшей над прожитыми мутными и тревожными месяцами.

В “Плутнях Скапена” нет отрицательных героев и сложных сюжетных поворотов. Смотреть стоит не только ради сюжета, хотя он и занимателен. “Плутни Скапена” оказываются, в первую очередь, о театре: об игре как способе сотворения мира и преображения реальности. Предельно лаконичных декораций и барабанной установки, как и условных костюмов, вполне хватает для рассказа универсальной истории двух пар влюбленных, обретающих свое счастье при помощи хитрого слуги, который, как бы ни переодевался – узнаваем в любом веке. Над Скапеном незримо витает дух архетипического слуги всех господ всех времен – Труффальдино из Бергамо, когда-то сыгранного Константином Райкиным.

И вот на деревянных досках, вооружившись минимализмом, режиссер вместе с актерами разыгрывает историю о солнечном волшебном Неаполе и, конечно же, о любви. Гарантом успеха выступает Скапен – в исполнении Артема Осипова дзанни-полугопник, изобретательный и изворотливый, но при этом – хороший человек. Да, его шутки обидны, методы сомнительны и немного противозаконны. Но никто не пострадает всерьез, разве что Жеронт (замечательная актерская работа Дениса Суханова) отделается синяками и побоями – в общем-то, заслуженно. Именно Скапену, воплощению самого духа игры и радости бытия, предназначено впустить в аскетичный мир любовь, свободу и справедливость, скрывая за эскападами истинное лицо – то ли мудрого бога, то ли умного черта. В темноте кулис не разобрать.

В самом начале спектакля на пустой просцениум выкатят барабанную установку – одно из важных действующих лиц спектакля. Ритм будет создавать атмосферу, рассказывая о характерах персонажей больше, чем они сами. Барабаны выступают здесь в качестве лица от автора – только вслушивайтесь. Музыка и короткие зонги роскошного бэнда (все исполнители будут выходить в костюмах, соответствующих моменту) подчеркивают гипертрофированную серьезность происходящего.

Спектакль начинается с набора этюдов: ожидается приезд отца, на пустой сцене расстроенный Октав жалуется своему слуге Сильвестру на внезапное скорое возвращение главы семьи. Здесь же состоится первое соло плута Скапена. Лихо заломив кепку, он присядет на корточки и с видом настоящего гопника начнет торг за свои услуги. А спустя пару минут, как опытный кукловод, начнет водить на воображаемых ниточках несчастного влюбленного Октава, приказывая ему быть послушным. Здесь же развернется этюд с шашлыками и распитием вина, выводящий из себя запыхавшегося, уставшего и злого после путешествия Арганта (Георгий Лежава), отца Октава.

Во всей этой катавасии уже неважно, в Неаполе или в сегодняшней Москве происходит действие, потому что суть не в этом. Суть в том, что театр как утешение от боли жив, а любовь и счастье побеждают, несмотря ни на что. И как говорил великий знаток игры Йохан Хёйзинга: «вместо старинного “все – суета” выдвигается, пожалуй, более позитивно звучащее “все есть игра”».

Юлия КУЛАГИНА

«Экран и сцена«
№ 17 за 2020 год.