Семейный портрет в интерьере-2

Артем Абашев. Фото Н.ЧУНТОМОВА
Артем Абашев. Фото Н.ЧУНТОМОВА

В Пермский театр оперы и балета имени П.И.Чайковского вернулись «Зимние грезы» – один из самых удачных и амбициозных проектов Алексея Мирошниченко и Олега Левенкова. Пять лет назад триптих балетов английских хореографов завершал перекрестный год культуры России и Великобритании, в декабре 2019 он стал своеобразной инаугурацией Артема Абашева – 36-летнего нового главного дирижера театра. С этого сезона он вместе с Маратом Гацаловым, недавно назначенным на должность главного режиссера, определяет репертуарную политику Perm Opera Ballet. Планы пока корректируются, но скоро будут объявлены. Абашев был дирижером-постановщиком последних балетных премьер театра – «Щелкунчика», «Баядерки», «Шахерезады» в версиях Алексея Мирошниченко, также ассистировал Теодору Курентзису в таких проектах, как «Королева индейцев» Перселла, «Зимний путь» Шуберта–Цендера, мировой премьере оперы Курляндского «Носферату» и других. В возобновлении «Зимних грез» Абашев выступил и как пианист, и как дирижер, что важно для создания новой музыкальной концепции Perm Opera Ballet и поддержания лидерского status quo театра в уральском регионе и России. Следить за восхождением Артема Абашева интересно, он работает штатным дирижером театра с 2013 года, трижды выдвигался на соискание премии «Золотая Маска». Два его спектакля участвуют в нынешней конкурсной программе фестиваля, правда, до Москвы доедет только «Баядерка» – «Шахерезаду» жюри поедет смотреть в Пермь. Кропотливую работу Абашева с балетной партитурой можно было наблюдать на премьере «Щелкунчика» в 2017 году (см. № 14, 2018). Главный вклад маэстро заключался в том, что он убедил постановщика «Щелкунчика» Алексея Мирошниченко в необходимости играть написанные Чайковским быстрые пассажи действительно быстро, а медленные – медленно, без какой-либо оглядки на более привычные темпы «под ногу».

Вечер «Зимние грезы» – не простое возобновление трех балетов, процесс скорее следовало бы назвать перезагрузкой системы. Пермский балет исторически считался кузницей кадров для столичных сцен – молодые балерины совершенствовали в театре свое мастерство, а потом их нередко приглашали-«забирали» в Большой или Кировский театры. В новом веке ситуация изменилась – балерины и премьеры стремятся уехать из Перми не в Москву и Петербург, а сразу в Европу. За последние несколько сезонов театр покинули Наталья Домрачева, Инна Билаш, Никита Четвериков – звезды премьеры триптиха «Зимние грезы»–2014. С другой стороны, Пермь начала принимать у себя заокеанских иностранцев, например, бразильцев – учеников Анны Кобловой и Дмитрия Афанасьева из Школы Большого театра в Жоинвиле. Удалось позвать в театр юную иноземку Булган Рэнцэндорж с германско-монгольскими корнями. Она училась в Перми и блеснула на конкурсе «Арабеск» – на спектакли с ее участием теперь съезжаются региональные балетоманы, и зал всегда переполнен. Политика приглашения молодых и быстрое включение их в спектакли на роли солистов – конек Алексея Мирошниченко и гарант появления нового зрителя.

Сцена из спектакля «Конькобежцы». Фото А.ЗАВЬЯЛОВА
Сцена из спектакля «Конькобежцы». Фото А.ЗАВЬЯЛОВА

Обновился, точнее, омолодился, состав «Конькобежцев» – открывающего вечер старинного балета Фредерика Аштона, его действие происходит во всегда актуальное для России время года. Забавно, что в этом декабре привычных гор снега на улицах Перми не было, в воздухе остро чувствовался общий дефицит зимы. Ценно, что в балетах возобновленного триптиха идея холода и снега всячески обыгрывалась – бутафорские хлопья сыпались с колосников в финале «Конькобежцев», про космический снег танцевали балет Дагласа Ли «Когда падал снег», и в «Зимних грезах» подкрашенный свечным светом иней покрывал стекла. На самом деле в «Конькобежцах» зима намеренно театральная, ненастоящая. Когда молодой Аштон выпускал балет в 1937 году в Лондоне, у него не было опыта катания на коньках (детство будущего хореографа прошло в южном полушарии), и имелось противопоказание занятиям фигурным катанием – балетные артисты на лед вставать не должны.

Балет устроен как дивертисмент, партитуру собрал Констан Ламбер из музыки опер Мейербера «Пророк» и «Звезда севера»: па де труа, па де де, женский дуэт чередуются с кордебалетными сценами. В роли томного кавалера романтичной девы (ее танцевали по очереди Лариса Москаленко и Екатерина Полещук) в па де де завидными партнерскими качествами блеснул юный Олег Куликов. Уверенно накручивали пируэты опытные Денис Толмазов и Александр Таранов – им в разные дни досталась роль хвастливого молодого человека в голубом, который по сюжету ждет, пока партнерши уйдут, и лихо вертится посреди сцены в гордом одиночестве.

 Сцена из спектакля «Когда падал снег». Фото А.ЗАВЬЯЛОВА
Сцена из спектакля «Когда падал снег». Фото А.ЗАВЬЯЛОВА

«Когда падал снег» Даглас Ли поставил в 2014 году специально для Перми, в 2019-м многих первых исполнителей пришлось заменять новичками, что еще теснее «привязало» спектакль к пермской труппе. «Когда падал снег» – это портрет компании в интерьерах старого театра, давно ждущей новую сцену (похоже, ее скоро все-таки начнут строить). В спектакле все иллюзорно – сюрреалистический дизайн, жутковатый свет то ли фонарей, то ли фар космических аппаратов, хоррор-саундтрек (использована музыка Бернарда Херрманна к кинофильму Трюффо «451 градус по Фаренгейту» и сериалу «Сумеречная зона»), реальны только танцовщики – семь человек. Уверенными и точными па они ткут плотную ткань хореографии Ли, последователя Уильяма Форсайта времен его шедевра «Там, где висят золотые вишни», но еще и адепта контактной импровизации. Половина участников балета постоянно находится в буквальном смысле в руках или на руках у другой половины.

Действие «Зимних грез» Кеннета МакМиллана – балетной версии чеховских «Трех сестер» – предположительно происходит в одном из городов Пермского края. Эта версия очень нравится пермским балеринам – как первого премьерного состава, так и состава возобновления. В нем царят звезды труппы Полина Булдакова и Булган Рэнцэндорж – они в очередь танцуют роль Маши. Спектакль МакМиллана вырос из страстного дуэта стихийных любовников, поставленного хореографом по случаю важной даты. В какой-то момент МакМиллан понял, что сочинил нечто чеховское, и назвал героев Маша и Вершинин. С тех пор дуэт считается центральным в балете и часто исполняется в гала-концертах.

Сцена из спектакля «Три сестры». Фото А.ЗАВЬЯЛОВА
Сцена из спектакля «Три сестры». Фото А.ЗАВЬЯЛОВА

Когда одноактный спектакль «Зимние грезы» был готов, в нем обнаружились и гротесковые групповые пляски, и романтические соло, и сложносочиненные трио, например, куда более интересное ритмически, чем линейный дуэт Маши и Вершинина, трио Ирины, Соленого и Тузенбаха на музыку переложенного Рахманиновым для фортепиано романса Чайковского «Буря». Или другое чувственное па де труа сестер, построенное так, чтобы у каждой героини был небольшой монолог внутри. В интерпретации дирижера Артема Абашева можно услышать и разницу транскрипций, отличить страстный голос Рахманинова от холодноватого слога Исаака Михновского (автор партитуры «Winterdreams» Филип Гаммон использовал лучшие из имеющихся переложений романсов Чайковского для фортепиано). Неожиданно яркой стала роль Наташи – хороши и Ольга Завгородняя, и Ляйсан Гизатуллина. Превосходная игра обеих перекликается с незабываемой карикатурной пантомимой Наташи из екатеринбургских «Трех сестер» Этвёша-Олдена.

Когда смотришь «Зимние грезы» в «Ковент Гардене», где спектакль регулярно возобновляют, развеселые сцены гулянки по-русски (Сара Фристоун аранжировала русские народные песни, они звучат в переложении для ансамбля народников – четырех гитар, мандолины и балалайки) выглядят недостоверными, клюковкой а ля рюс, а в Перми – нет, наверное, потому, что здесь артисты, музыканты и зрители держат в голове незвучащие слова песен. Даже выход Чебутыкина «Иван Романыч назюзюкался» смешит публику, но не дурашливой нелепостью, а удивительной аутентичностью – отличные работы Сергея Крекера и Александра Соколова в роли подвыпившего доктора.

Но как бы ни любила публика «Зимние грезы», как бы ни высматривала в бинокль фаворитов, занятых в крошечных ролях многонаселенного литературного спектакля, популярность абстрактного балета «Когда падал снег» у пермяков не сравнится ни с чем.

Следующие значительные балетные события пройдут в Перми весной – Владимир Васильев и Артем Абашев представят «Анюту» Валерия Гаврилина, ею и откроется традиционный смотр-биеннале «Арабеск», который продлится с 24 апреля по 5 мая.

Екатерина БЕЛЯЕВА

Экран и сцена»
Январь 2020 года.