Вальсируя с Дягилевым

Сцена из балета “Идиот”. Фото О.МИХАЙЛОВОЙ
Сцена из балета “Идиот”. Фото О.МИХАЙЛОВОЙ

Год театра заканчивается осенне-зимним марафоном театральных смотров, многие из которых проходят в двух столицах. Форум “Дягилев. P.S.” остается эксклюзивным игроком санкт-петербургского музыкально-театрального поля. Год театра и свою первую круглую дату (10 лет) он отмечает масштабными проектами и небывалой продолжительностью – больше двух недель. Как и первый фестиваль 2009 года, приуроченный к столетию “Русских сезонов”, когда в Петербург приезжал в полном составе Гамбургский балет с “Весной священной” и “Павильоном Армиды” в постановках Джона Ноймайера, нынешний смотр обыгрывал темы, связанные с разными аспектами всеохватной деятельности Сергея Павловича Дягилева в России и за рубежом. Труппа Балета Монте-Карло станцевала большую программу одноактных спектаклей по мотивам “Русских сезонов” (“Дафнис и Хлоя” Жана-Кристофа Майо, “Петрушка” Йохана Ингера, “Видение розы” Марко Гёке, “Неужели я влюбился в сон” Йеруна Вербрюггена), Татьяна Баганова специально по заказу худрука фестиваля Натальи Метелицы восстановила свою легендарную “Свадебку”, выпущенную “Провинциальными танцами” в 1999 году, проходила традиционная научная конференция (“Наследие Русских сезонов. XXI век или Ballets Russes Версия 2.0”) и интеллектуальная игра “В круге Дягилевом. Кто есть кто?”. Вторая половина форума строилась вокруг легендарных персон балетного мира, чья звезда засверкала еще в XX веке и продолжает сиять в XXI – на сцену нового Детского театра танца Бориса Эйфмана выходили культовые “возрастные” шведы Матс Эк и Иван Аузели (исполнитель многих мужских партий в балетах Эка), жена и муза Эка – великолепная испанка Ана Лагуна, в ТЮЗе имени А.А. Брянцева выступили японский танцовщик, хореограф, перформер, режиссер и художник Сабуро Тешигавара с постоянной партнершей Рихоко Сато. В БДТ свою программу “Pure Dance” представила Наталья Осипова в компании Дэвида Холберга и Джейсона Киттельбергера. Дополнительным бонусом стали гастроли московского шоу Максима Диденко “Кармен”, которое при участии дирижера Филиппа Чижевского, художника Павла Каплевича, хореографа Владимира Варнавы и артистов балета из Москвы при полном аншлаге прошло в гигантском зале театра “Балтийский дом”.

Балет Монте-Карло, “Провинциальные танцы”, Осипова, Тешигавара и великие шведы превратили вторую половину мрачного ноября Северной Пальмиры в непрерывный праздник танца. Программа Осиповой “Чистый танец” (2018) как раз и создавалась, чтобы воспеть гармонию танца как такового. Балерине, которая сама выбирала, с кем работать в этом проекте, не пришлось ждать согласия звездных постановщиков. Она хотела соединить, не противопоставляя, босые и пуантные танцы: в программе вечера последние стали рамочной конструкцией для первых. Вместе с выздоровевшим наконец-то Дэвидом Холбергом (у артиста была серьезная травма) Осипова станцевала дуэт из древнего (премьера состоялась в 1975 году в Нью-Йорке) балета Энтони Тюдора “Листья увядают” на музыку Дворжака. Выбор Осиповой понятен – она задумала прикоснуться к эпохе великих невозвращенцев Натальи Макаровой и Михаила Барышникова, любивших танцевать балеты английского классика как переходные между набившими оскомину “лебедиными озерами” и авангардной неоклассикой Баланчина. Семиминутный дуэт почти ничего не сообщает о содержании отнюдь не короткого балета Тюдора, но в него запросто умещается частный, придуманный Осиповой и Холбергом романтический сюжет о дружбе между женщиной и мужчиной. И последний – пальцевый – номер программы Наталья Осипова исполнила в паре с Холбергом. Его поставил Алексей Ратманский, который был худруком в Большом театре во времена работы там Осиповой и приглашенным хореографом в Американском театре балета, где выступает Холберг. По словам хореографа, он сам всегда хотел станцевать “Грустный вальс” Сибелиуса и очень счастлив, что смог создать для пары интересных ему артистов номер с автобиографическими нотками и все же остаться в заданных рамках “чистого танца”, где содержание ничто, а форма – все. Внутри классической рамки ожил так называемый современный танец: три разноплановых дуэта Осипова станцевала вместе с партнером по сцене и в жизни Джейсоном Киттельбергером. Пусть он скромного дарования, но зато очень чуткий к поставленным Натальей задачам хореограф и отличный знаток и интерпретатор modern&contemporary dance. Он помогает балерине слушать свое тело и разбираться, какие движения или связки движений стоит выполнять именно ей. В итоге их совместные танцы (в программу кроме его “Оставленных позади” вошли “Шесть лет спустя” израильтянина Роя Ассафа и “Трепет” Ивана Переса) оказываются информационно нагруженными и предельно откровенными – словно зрителя сажают не в партер или бельэтаж театра, а разрешают ему войти и удобно разместиться в частных апартаментах балерины и ее мужа. За вечер Осипова успела много раз переодеться в дизайнерские костюмы (балетные тюники, простенький купальник, пижамку из прозрачной белой органзы, майку-брюки из грубого хлопка, эластичное платье в пол) и во всех нарядах гармонично танцевать, не давая себе никаких поблажек в плане техники и эмоциональной включенности.

М.Эк и А.Лагуна в сцене из балета М.Эка “Память”. Фото Л.СПИНКС
М.Эк и А.Лагуна в сцене из балета М.Эка “Память”. Фото Л.СПИНКС

В Москву “Pure dance” едва ли приедет, скорее всего, в Санкт-Петербурге его представили зрителям в последний раз, и, насколько нам известно, официального DVD также не выходило. Наталья Осипова уже думает о новых программах, куда войдут балеты “Петрушка” и “Кармен”, и о показах их в том числе на родине. Также поклонникам балерины стоит ждать ее появления в “Проекте Данте” Уэйна МакГрегора в текущем сезоне (28 мая 2020 года Opera HD покажет прямую трансляцию из Ковент-Гардена в Каро Атриум).

На следующий день внимание фестивальной публики держал невероятный Сабуро Тешигавара в “Идиоте”, поставленном им по одноименному роману Ф.М.Достоевского. Японский перформер не слишком часто выходит на сцену сам, поэтому более известен как хореограф (его балеты и оперные постановки идут на лучших сценах мира), в России же широко вообще не известен, в Петербург он приехал в первый раз. Впрочем, традиционные причитания об отставании россиян от мирового театрального процесса можно оставить, так как в случае с Тешигаварой время не потеряно, хотя артисту и 67 лет. Похоже, его талант выкристаллизовался, и именно сейчас он переходит в стан гениев XXI века, причем не как хореограф, а как исполнитель собственной хореографии, примерно как Чарли Чаплин, снимавший себя в кино.

Спектакль “Идиот” не передает содержание романа, но отражает его многогранность через наслоение разных музыкальных стилей и приемов, сложную световую партитуру. Любопытно, что в спектакле есть герои с узнаваемыми характерами (Сабуро Тешигавара “исполняет” все мужские роли, Рихоко Сато все женские), и мы час с лишним за ними наблюдаем. История излагается в контексте времени выхода романа и нарастания популярности автора (условный конец XIX века, музыка Чайковского), но и вне времени вообще (музыка Баха соседствует с музыкой Шостаковича и вплетается в модерновый коллаж). Тешигавара силами танца буто повествует о “физическом” развале личности, Сато – о духовном распаде и душевном раздрае. Нежные звуки вальса из “Серенады для струнных” Чайковского искажаются, создавая ощущение вытягивания “жил” из сломанной скрипки и какого-то важного механизма из человека. Популярнейший на Западе “Вальс № 2” Шостаковича неожиданно точно определяет неровную поступь и душевную неустойчивость персонажей романа Достоевского. Помимо музыкального уровня есть еще физический. Тешигавара–Мышкин дергается, как детская игрушка – человечек, пляшущий на пружинной платформе, периодически падающий ниц от прикосновения руки ребенка, и китайский “мешочек смеха”, когда он – Рогожин. Вальсирование приравнивается к бытию романного умалишенного, да и сам вальс как музыкальный жанр вдруг начинает определять нервный мир книг Достоевского.

Год театра заканчивается, и “Дягилев. P.S.” бьет тревогу: уже известно, что в следующем году средства из городского бюд-жета Санкт-Петербурга, предназначенные фестивалям, будут сокращены в 13 раз. Остается надеяться, что к делу подключатся спонсоры, и запланированные Натальей Метелицей выставочные и постановочные проекты состоятся в достойном объеме. Из самого ожидаемого – выставка, посвященная личности С.П.Дягилева, несколько музейных собраний уже подтвердили свое участие, планируется выпустить каталог.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
№ 23 за 2019 год.