Что для вас КРОК?

Кадр из фильма “Незабываемое”
Кадр из фильма “Незабываемое”

Каждый раз Международный фестиваль анимационных фильмов КРОК удивляет творческим постоянством, радостью встреч, работой дирекции. Здесь, на теплоходе “Константин Симонов”, уже не первый год сияет экран многочасовых конкурсных показов в разных категориях.

КРОКу уже тридцать лет! Поэтому вспомнили, как начинался проект, придуманный Украиной и Россией и так полюбившийся всем. На церемонии открытия, проходившей в Санкт-Петербурге, в зале Открытой киностудии “Лендок”, говорили о любимых и неповторимых Мэтрах и Мастерах, авторах, режиссерах. И на следующий день отправились через шлюзы северного направления. Ладожское озеро и Мандроги, по Онежскому озеру – в Петрозаводск и Кижи. Затем Вытегра, Горицы. После Рыбинского водохранилища по Волге – в Дубну, город атомщиков. Везде – уникальные экскурсоводы на разных языках, забота о том, чтобы показать уголки России и оставить незабываемые впечатления.

Фестивальные дни прошли не только в показах. Но и в плотной работе “над ошибками”, в обсуждениях – они назывались “Кофе-брейк с режиссерами”, и вели их режиссеры и художники Юрий Норштейн, Игорь Ковалев, Михаил Алдашин, Михаил Тумеля, критик Лариса Малюкова. На мастер-классах членов жюри и их ретроспективах молодежь, побывавшая впервые на КРОКе, да и все участники, узнавали, как порой долго и упорно талант аниматора развивается. И потом открывается зрителю яркими художественными и философскими образами. И как важно чувствовать жизнь и овладевать разными техниками в профессии. Опытом делились Светлана Андрианова (Россия), Уло Пикков (Эстония), Нина Пейли (США, председатель жюри), Изабель Фаве (Швейцария), Даниэль Шульич (Хорватия).

Обо всех походах “флотилии фестивалей” очень верно заметил Почетный президент КРОКа Юрий Норштейн: «Тридцать лет это много, если вспомнить ушедших, и это мало, если знать, ступая на палубу, что в просмотрах, шумных разговорах, “разборах полетов”, застольях, – время как покадровая съемка, пущенная на двадцать четыре кадра в секунду, обернется вокруг головы и вот уже прощальный гудок… Плывут тридцать лет нашей счастливой выстраданной анимационной жизни».

Такими, в сущности, и были документальные съемки о КРОКе: как он начинался, как уморительно проходили (и проходят) вечера “ре-анимации”, “Ямаха”, как неотразимы музыкальный юмор режиссера Игоря Волчека, балалайка и выдумки художника и режиссера Михаила Тумели (оба из Беларуси). Блеск остроумия Вадима Жука, постоянного ведущего ироничных и веселых мероприятий и “протоколов” фестиваля.

Впереди все эти годы скромно “шагает” неутомимая команда Генерального директора Ирины Капличной в составе: заместителя директора Наталии Стан, директора кинопрограмм и кинопоказа Алика Шпилюка, дизайнерской группы под руководством Наталии Чернышовой, технического директора Александра Джелмача, секретаря жюри Натальи Гриценко. И конечно, группа переводчиков, и отдельное спасибо Марии Короповой – за чуткость к “анимационному языку”, владение им (Мария – синхронист уникальный, работает и с аниматорами фестиваля в Суздале). На разных участках над переводом трудились Богдан Безпалый, Инна Волкова, Алена Потемкина, Юлия Чумакова, София Шкварок. И все это и есть ответ на вопрос, который задавали для съемки: “Что для вас КРОК?”

И еще обязательно стоит упомянуть имя всеми любимого, фантастически влюбленного в анимацию, французского бизнесмена Франсуа Соломона, сына основателя империи Solomon, который вот уже более двадцати лет поддерживает КРОК вместе со своей женой Эльвирой, увлеченной классикой с детства. Справедливо замечает Лариса Малюкова, обращаясь к Франсуа: “Наверное, тебе хотелось бы, чтобы и какой-нибудь украинский или российский меценат вышел на авансцену КРОКа. Воодушевленный творчеством пробудил бы и в себе радость восприятия искусства и жизни”.

Вот уж, действительно, хочется крикнуть: “Ау! Где вы, российские бизнесмены?!” Пожалуй, нет ответа. Спасибо инвесторам, администрации, организациям, просто спонсорам во многих городах России, где были стоянки фестиваля. Безусловно, и Оргкомитету КРОКа.

Недавно, во время визита Президента России Владимира Путина во ВГИК о помощи и поддержке авторской анимации к нему обратилась художник, режиссер, педагог Наталья Дабижа. Огромное спасибо режиссеру! Она тоже участник фестиваля КРОК, где из 122 фильмов (34 страны-участницы) 25 российских, в том числе и работы учеников Натальи Дабижи.

И, наконец, конкурс по пяти категориям (см. список призов). Селекционная комиссия, куда вошли Михаил Алдашин (глава комиссии), Алексей Алексеев, Антон Дьяков, Екатерина Соколова, Сергей Капков, посмотрели 1024 фильма из 62 стран. Кстати, необходимо заметить, в этом году порадовало содержание формулировок дипломов и призов. Своего рода педагогическая и профессиональная оценка работ.

На обсуждении с мастерами просто и точно звучали замечания Игоря Ковалева, Михаила Алдашина, Ларисы Малюковой. Например, о фильме “Гнездо” (Германия) режиссера Сони Роледер. Изображение убедительно, но музыка по тональности явно не соответствует экранной истории. Автор призналась, что долго искала композитора. И только выполнив анимацию, наконец, нашла его. Хотя планировала начать с музыки. В пластичном, красивом минималистском фильме в перекладной анимации о птицах, по справедливому замечанию Ковалева, «не удалось “поженить” изображение и музыку, которая убивает изображение. Это так обидно!» Соня Роледер призналась, что, вероятно, увлеклась ритмами изображения.

“Арбуз” (Франция, дипломный фильм выпускницы школы La Poudriere, режиссера, сценариста, художника Тянь Тянь Цю). История из детства автора. Две сестры едят арбуз. Рисованная обаятельная анимация, с традициями китайской графики, впрочем, как и в любой, где есть один секрет – чем больше белого и меньше цветного или черного, тем выразительней изображение, что довольно сложно. Так и получилось у автора.

Режиссер Юлия Куликова (выпускница Школы дизайна НИУ Высшей Школы экономики в Москве) в фильме “Аллегория” пыталась аллегорически выразить взаимоотношения неуклюжего, стеснительного паренька с его любимой девушкой. Визуализация аллегорий на экране – неуклюжая как слон, трусливая как заяц (это примеры автора). Михаил Алдашин высказал замечания и поддержал автора. Задача оказалась слишком трудна, и иносказание не очень удалось. Но у режиссера Юлии Куликовой все впереди.

Были фильмы с невнятными решениями, но здесь уместно говорить о том, что получилось именно у молодых. Услышать мастеров чрезвычайно полезно. Яркий абсурдистский коллаж “Степень прожарки” режиссера Августа Никласена (Бельгия), как написано в каталоге, удивляет своими профессиональными навыками. Автор имеет опыт работы в области 2D, 3D анимации, музыкального клипа, написания сюжетов, раскадровки, монтажа, и создания персонажей, режиссуры, рисования, видео-монтажа. И все это есть в 4-х минутном фильме. Поэтому Август и получил Диплом жюри “За самый особенный и уникальный фильм”.

Фильм того же формата – “Здравствуйте, родные” в авторстве Александра Васильева (Школа-студия “Шар”, Москва). Васильев – сценарист, режиссер, художник, аниматор, оператор и “звуковик” в одном лице. Я бы назвала этот фильм “возвращением на землю”. Пожилая женщина готовит стол для своих любимых родственников, поглядывая в окно, видит, как кто-то из них присел на лавочку, а рядом играют дети, чуть поодаль женщина… За стеклом кухонного шкафа их фотографии, и мы узнаем этих людей. Быт на кухне – из прошлого, все скромно и опрятно. Это, как оказалось, в неожиданном решении, – когда героиня выходит с приготовленной колбаской встречать родственников у подъезда. И каждый из тех, кого она видела в окне, превращается в реальности… в котов! Неспешный ритм, музыка Шопена. Сценарный ход претворен в светлую грусть об ушедших. Но и в одиночество живущих. Формулировка Диплома жюри – “За шарм и неожиданность”.

В современном мире мы оказываемся и в фильме Калюсин Мюллер “Нидергария”. Калюсин, аниматор из Бельгии, но училась и работала в Венгрии, в Будапеште, откуда смешная история в вымышленной балканской стране. Тут собрались эмигранты из нескольких стран, чтобы найти общий язык и с местными, и с жителями, говорящими на разных языках. Надо искать работу, крутиться. У каждого персонажа свой характер, даже индивидуальная походка. Все они громко общаются, одеты по-разному. Кто-то крикнет по-русски, кто-то по-венгерски, а сама героиня – француженка. Она-то и приехала в Нидергарию. Фильм по жанру – уморительный одушевленный комикс, но в нем – история знакомая, пожалуй, очень многим странам. Такая интернациональная социальная комедия, с прекрасным звукорежиссером и чувством жанра. Это лучший фильм, по определению жюри, среди дипломных. Тут нечего добавить, отличный фильм!

В изумительной по чистоте линейной выразительности китайской миниатюры, в ясной композиции авторского фильма по законам движения появляются перед нами мужчина, женщина и журавль в шести повторяющихся сценах. Это фильм “Шесть” китайских режиссеров и художников Чэнь Си и Ань Сюй. Диплом жюри “За уникальное построение кадра”. Жаль, что не было приза за эту работу. Тут еще ведь и традиция. Теоретик и художник Се Хэ в своем древнем трактате “Заметки о категориях старинной живописи” сформулировал шесть законов живописи, шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера. Так вот, первый принцип это “одухотворенный ритм живого движения”. То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.

Егор Беликов (журнал “Искусство кино”), конечно, прав. На фильм “Он не может жить без космоса” режиссера и художника, дважды номинанта на премию “Оскар”, критик точно откликнулся в своей статье одной фразой: “Сила Бронзита – в его кристальной, мучительной понятности”. И как же многогранен Константин Бронзит! Редкое, универсальное чувство юмора в первых фильмах. И вот уже иной мир с драматическими и трагическими потерями людей. Да, когда не вернуть эту любовь и близость, то так хочется улететь за своими; у Бронзита в последнем фильме – на качелях. В первом же, “Мы не можем жить без космоса”, вспомним: возвращаясь из космоса к реальности без друга-космонавта, один из героев, осуществивших свою мечту, уже не сможет жить так, как прежде. Блестящий сценарий рисованного трагического рассказа (без диалога и текста за кадром), пронизанного духовным осязанием дружбы в сложнейшей профессии.

Тандем режиссера Константина Бронзита и художника Романа Соколова оставляют зрителей, в буквальном смысле, с опрокинутым сердцем и в первом, и во втором фильме. Композитор Валентин Васенков и звукорежиссер Владимир Голунин добавляют глубины и выразительности визуальному языку фильмов, окрашенному редкой индивидуальностью Константина Бронзита. А вот теперь и “Он не может жить без космоса”.

В маленький домик, что на сферической, как и скафандр, поверхности Земли, мама привозит мальчика. Привозит без папы! Может, он погибший космонавт? Эти рисованные рифмы с первой картиной дают колоссальный объем истории. Мама-одиночка и мальчик в скафандре связаны накрепко, и он осуществляет свою мечту! Но эта чертова “пуповина”, связанный мамой шарф, в голове у героя и в сердце. Они живут в любви, которая помогла ему даже в космосе, на стыковке станции и корабля – сын мыслями там, в маленьком домике… И Специальный приз КРОКА “За режиссуру нарратива”. В переводе – самостоятельно созданное повествование во взаимосвязях исторического, культурного, психологического, социального контекстов.

Получая эту награду, Константин Бронзит, который считает, что никто никогда не знает секрета успеха и в его профессии работают сумасшедшие люди (судя по высказываниям по поводу собственного творчества) предложил: “Давайте закончим рисовать шланги, закроем эту тему!” В зале аплодировали с улыбкой, принимая слова призера. Тема космоса и “пуповина” Земли, герои с надоевшими шлангами были в нескольких фильмах на разных фестивалях, в том числе и на КРОКе. Вот она – сила влияния творчества Мастеров!

Однако “Пуповина” Александра Бубнова (Украина), справедливо получившая Диплом “За дизайн и анимацию”, – о крайностях слепой материнской любви, погубившей жизнь сына. И на поводке, словно собачку, держит, гуляя с малышом, а позже – от девушки отрывает. Замечательный эпизод, когда вот они уже вдвоем сидят и… вяжут! Это не маменькин сынок, это – погибший в омуте эгоизма матери человек. Александр Бубнов, ученик Федора Хитрука и Эдуарда Назарова, работавший с Давидом Черкасским, продолжает в талантливой графике традиции Мастеров. Выразительная история и драматургически точная.

Один из пронзительных фильмов фестиваля, получивший Гран-при, “Незабываемое”, выполненный в кукольной анимации (режиссер и сценарист Брюно Колле, Франция). Художник Луис и его жена Мишель переживают перемену своей привычной жизни. Их деменция в сознании художника, словно разрушает мир. Предметы быта, воспроизведенные авторами фильма, и выразительный до боли персонаж, и видения, связанные с нарушением умения распознавать окружающее пространство. Болезнь Альцгеймера и трагедия художника, семейная драма на фоне столь распространенного заболевания. Словно испытываешь присутствие в этом разрушении. Как это сделано? Кажущееся объемным изображение рукотворной анимации. Смешанные движения, когда привычные занятия с помощью кисти “переселяются” в пальцы руки… И это близко к финалу жизни героя.

Итак, все призеры и участники КРОКа скреплены “идеями, витающими в воздухе”. Кто-то не может жить без космоса. А кто-то, на земле, получая призы, считает, что КРОК вошел в его творческую жизнь навсегда. И не похож на другие фестивали! Вот что для нас КРОК!

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 20 за 2019 год.