Память о людях и лете

Сцена из спектакля “Dia de Muertos. День мертвых”. Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ

Сцена из спектакля “Dia de Muertos. День мертвых”. Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ

Одна из самых увлекательных программ СТД РФ – Международная летняя школа под руководством А.А.Калягина в Звенигороде. С каждым годом (нынешняя Школа – тринадцатая по счету) растет ее популярность. Конкурс (двенадцать человек на место) прошли девяносто молодых артистов из тридцати стран мира. Образовательный интенсив, включающий мастер-классы и тренинги по основным профессиональным дисциплинам – актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, контактная импровизация, современный танец, фехтование и сценический бой, – длится три недели. В финале участники Школы показали “дипломные” работы – пять спектаклей в самых разных жанрах. Режиссеры Сергей Щедрин, Алексей Розин и Илья Барабанов представили на суд зрителей сторителлинг “СуперКнига” по текстам Ветхого Завета. “Рукопись, найденная в Сарагосе” Яна Потоцкого – “идеальный вариант для практикума рассказывания историй”, – считает постановщик спектакля Борис Павлович, взявший в соавторы композитора Романа Цепелева. Сергей Землянский в своем пластическом действе без слов “Семь” поведал о семи смертных грехах.

Мы попросили Алексея ГОНЧАРЕНКО рассказать о наиболее сильных впечатлениях от работ выпускников Летней школы.

– Мне показался чрезвычайно интересным спектакль Бориса Константинова “Dia de Muertos. День мертвых”. Он продолжает тему кукольного байопика, начатую три года назад “Тишиной. Посвящением Эдит Пиаф”, также сделанной в рамках Летней школы. Это очень перспективное направление в театре кукол и не только. Можно вспомнить “Гофмана” Яны Туминой в Театре на Таганке. В августе петербургский БТК проведет Лабораторию “Персона”. Героями эскизов станут великие поэты, музыканты, ученые. Важно то, что эти постановки далеки от привычной ЖЗЛ, они пытаются создать образ героя и атмосферу его произведений. Судьба Фриды Кало в спектакле Бориса Константинова показана через ее картины. Важны не реальные события биографии, а внутренний мир художника. Этот мир визуализируется благодаря куклам, объектам.

– В “Дне мертвых” нет текста.

– Роль текста передоверена музыке.

– Благодаря актерам-музыкантам на сцене возникает Мексика, а визуальный ряд не иллюстрирует, но очень ярко представляет экзотическую страну с ее древней культурой – от пирамид майя (они обозначены маленькими, почти игрушечными макетами) до персонажей ретаблос, столь много значащих в творчестве Кало.

– Не случайно спектакль называется не “Фрида”, а “Dia de Muertos”. В Мексике так именуют веселый, радостный национальный праздник. Считается, что в этот день мертвые могут вернуться и встретиться с родными.

– Борис Константинов использует в своем спектакле маски. Это и маски-черепа, и маски Фриды и Диего Риверы. Умение работать с маской – важное умение. Кстати, и в пластическом спектакле “Семь” Сергея Землянского лица актеров скрыты за масками.

– В “Дне мертвых” артисты меняют маски и одновременно меняют пластику образа. Мне кажется очень правильным, что драматические актеры идут на кастинг в “куклы”. Попробовать себя в жанре кукольного, пластического спектакля очень полезно для них. И в этом – важная образовательная составляющая Школы. В процессе работы к участникам Школы присоединились студенты Мастерской Бориса Константинова и Виктора Антонова в ГИТИСе. Вся материальная часть – куклы, маски, объекты – создана ими. Спектаклю предшествовала большая подготовительная работа. “Dia de Muertos” – не одноразовый эскиз. Надеюсь, что у этой истории будет продолжение, как произошло с “Тишиной. Посвящением Эдит Пиаф”.

– Сегодня чрезвычайно актуальными становятся уличные перформансы. Что скажете о “Перелетном спектакле”, поставленном режиссером Дмитрием Мелкиным и хореографом Анастасией Смирницкой?

– В его основу положена тема миграции людей и птиц. В “Перелетном спектакле” тексты соединены с хореографией, теневым театром. Зрелища на открытом воздухе требуют особых навыков общения со зрителем, другой пластики. Колоссальный опыт для актеров.

– Спектакли уличного театра – всегда риск. Вечером, когда действо едва началось, заморосил дождь. В таких условиях от актеров требуется большое мужество. Сегодня уличный театр востребован, и прекрасно, что Летняя школа откликается на вызовы времени, привлекая режиссеров, работающих на стыке жанров.

Видеокадры завершающего трехнедельный марафон праздника запечатлели взволнованные лица выпускников. Очевидно, что позади остается не только увлекательная учеба, встречи с уникальными педагогами, но и сама неповторимая атмосфера “островка творческой свободы”, как называет Летнюю школу Александр Александрович Калягин: “Она делает артистов более счастливыми, честными, требовательными к себе”.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 14 за 2019 год.