Новый свободный в кедах и без

• Сцена из спектакля “Кеды”. Фото А.ЛЕБЕДЕВА«Золотая Маска»
Фокус программы “Новая пьеса”-2013 – социальные проекты. Им будет посвящен целый спектакль-дискуссия, где ведущий Михаил Угаров устроит нечто вроде коллективного интервью с кураторами и участниками разных социальных затей, которыми в последние два года увлекся молодой российский театр. Из заявленных участников – драматург Вячеслав Дурненков, учивший писать пьесы заключенных; ребята из “Liquid theatre”, ходившие все лето в клинику для наркозависимых; больничные клоуны и главный редактор питерского журнала “Сеанс” Любовь Аркус, снявшая фильм про мальчика-аутиста “Антон тут рядом”. Чтобы было о чем говорить, в программу “Новой пьесы” включены и сами проекты – “Люди”, которые костромской “Диалог Данс” сделал для и про слабослышащих, “Пока ты здесь” “Liquid theatre” и премьера доковских “Песен нашей тюрьмы”. Смысл большой истории, которую год назад спровоцировал Театр.doc, в том, чтобы показать – как и что можно изменить с помощью театра в местах, сегрегированных от обычной театральной публики, да и общества в целом. Грубо говоря – нужно научить заключенного писать пьесы, а слабослышащего – танцевать, и тогда миссия художника хоть отчасти, но выполнена. А просто рассказывать про ужасы “другого мира” теперь становится уделом буржуазного театра, которого у нас и так навалом.
В основной программе “Новой пьесы” в этом году много Пряжко, Волкострелова и зарубежного театра. Первые представлены доковским “Солдатом”, выдвинутым в номинации “Эксперимент” “золотомасочного” конкурса, и радикальным “Я свободен” – пьесой в картинках, точнее, в фотографиях, поставленной Волкостреловым в питерском театре “Post”. Если Павел Пряжко уже несколько лет как является формальным лидером “новой драмы” – во всяком случае, именно в его текстах исследуются границы драматургии, то Дмитрий Волкострелов изменяет привычные формы коммуникации между спектаклем и зрителем. “Я свободен” открытым текстом демонстрирует анонимность автора, который вроде как хочет совсем исчезнуть из “титров” спектакля и оставить нас наедине с фрагментами реальности. И зритель вынужден всматриваться в то, что обычно не замечает. Но присутствие автора принципиально – это он стоит за камерой, комментирует увиденное и фокусирует внимание на прорехе между субъективным и объективным.
О дистанции и способе разговора с сегодняшней театральной публикой размышляют создатели эстонско-финского “Talk to me” хореографа Марта Кангро – танцоры contemporary, собравшиеся на сей раз не для того чтобы потанцевать, а чтобы поговорить. Возможность гипотетического диалога с прошлым отрефлексирована в польском “Нашем классе” Тадеуша Слободзяника (“Театр на Воли”), где бывшие одноклассники по школе в Едвабне вспоминают или пытаются забыть резню первых военных лет – всех евреев деревни сожгли свои же односельчане. В латышских “Легионерах” (“Театр на улице Гертрудес”) двое парней в ироническом ключе дискутируют о драме 1946 года, когда шведское правительство выдало СССР балтийских легионеров, а тех сослали в сибирские лагеря. В Латвии же сделан спектакль режиссера Константина Богомолова “Ставангер. Pulp people” (Лиепайский театр) по пьесе молодого драматурга Марины Крапивиной – это драйвовая “застекольная” история про русскую девушку, решившую в поисках хорошей жизни и семейного счастья отправиться в Скандинавию.
Документальный театр представлен в программе новым спектаклем Романа Феодори “Подросток с правого берега”, материал для которого вместе с Сашей Денисовой, Любой Мульменко и Александром Висловым собирали актеры красноярского ТЮЗа. На правом берегу Енисея в Красноярске живут не слишком благополучные подростки – вот об их взглядах на жизнь, привычках, устремлениях и идет речь.
Герой же питерского спектакля “Кеды” (ON.театр, пьеса Любови Стрижак, режиссер Алексей Забегин), отлично сыгранный Филиппом Дьячковым, – полная противоположность брутальным красноярцам. Это классический раздолбай, озабоченный тем, как купить новые кеды и как отбояриться от родителей, которые то норовят учить его жизни, то гладят его футболки. Финал неожиданно драматичен, и это урок тем сильно взрослым и умным, которые презрительно относятся к так называемым “хипстерам”, полагая, что бессмысленнее никого не может быть.
Кристина МАТВИЕНКО
«Экран и сцена» № 3 за 2013 год.