Дуэт на все времена


Д.Хохлова и В.Лантратов. “Баллада”. Фото Е.ФЕТИСОВОЙ

Катя и Володя – знаковые имена, навсегда соединенные в истории балета. Тут не надо объяснять, о ком идет речь. Дуэт Максимова – Васильев – одна из самых прекрасных и незабываемых страниц мирового балета и Большого театра, отметившего восьмидесятилетие со дня рождения Екатерины Сергеевны Максимовой гала-концертом на Исторической сцене.

Постановка подобных вечеров – дело неблагодарное, особенно, когда речь идет о такой уникальной актрисе и личности, как Максимова. Любой гала в ее честь и даже самый высокий статус его участников будут “не дотягивать” до уровня легендарной балерины.

Режиссер юбилейного гала Владимир Васильев собрал “ближний круг” – артистов и хореографов, связанных творческими и дружескими узами с великой Максимовой, знавшей себе цену, но не зараженной бациллой звездности.

И это ощущение неформальной близости героини вечера и его участников (многие из них, к слову, этуали международного масштаба) создало особую, лишенную суетности и какого-либо эпатажа, атмосферу. Со сцены (в исполнении ведущих Ксении Алферовой и Егора Бероева) звучали размышления Максимовой о жизни, танце, понимании искусства, озаряя происходящее на сцене светом ее неповторимой личности – балерины, педагога, любимой и любящей женщины.

В исполнении “Вальса-фантазии” Глинки (хореография Владимира Васильева) ученицами Максимовой (Наталья Балахничева, Анна Никулина, Кристина Кретова, Татьяна Предеина, Марианна Рыжкина), которым она отдавала себя со всей щедростью своего безграничного таланта (желая, чтобы они танцевали лучше, чем она), безошибочно угадывались отголоски танца их великого педагога – тонкость, деликатность, изысканность. Номера хореографов, получивших путевку в жизнь или ставших лауреатами конкурса “Арабеск”, жюри которого Максимова возглавляла на протяжении двенадцати лет и носящего теперь ее имя, в этот вечер воспринимались сочиненными для нее и только для нее. Изящно-мастерски станцевали ностальгический, обаятельный и эксцентричный “Все ветер” Массне (в постановке Александра Могилева) артисты Татарского театра оперы и балета Аманда Гомес и Михаил Тимаев. Органично вписался в концепцию гала номер Раду Поклитару “Весна, лето, осень, зима”, прекрасно исполненный артистами “Киев модерн-балета” Еленой Салтыковой и Артемом Шошиным. Миниатюра, посвященная 60-летию творческой деятельности Владимира Васильева, словно бы описывающая жизнь великой балетной пары, как всегда у Поклитару, объемнее своего линейного сюжета.

В контекст вечера эффектно и уместно вписались знаменитый чувственный дуэт из балета Анжелена Прельжокажа “Парк” в эмоционально точной интерпретации Екатерины Кондауровой и Романа Белякова (Мариинский театр) и исполненное Ольгой Смирновой и Дэвидом Холбергом (Большой театр) па де де из балета Джона Крэнко “Онегин”, о котором когда-то так мечтала и все-таки станцевала Екатерина Максимова.

Но главной – не по количественному, а по сюжетообразующему принципу – в этот вечер была хореография самого Васильева: как признание в любви Кате – жене, партнерше, музе, главной балерине его жизни, идеально воплощавшей его самые смелые замыслы. “Элегия” – на музыку Сергея Рахманинова, “Фрагменты одной биографии” на музыку аргентинских композиторов, которыми Максимова и Васильев покорили Латинскую Америку, “Баллада” на музыку Фредерика Шопена. Эту исповедальную миниатюру, посвященную памяти Кати, пять лет назад исполнял сам Владимир Васильев. Сегодня в образе безутешного героя, потерявшего любимую, на сцену в паре с Дарьей Хохловой вышел премьер Большого театра Владислав Лантратов, сумевший избежать излишней патетики. Несколько преувеличено драматизированный рисунок роли, органичный для Васильева, – рискован для другого исполнителя. Но Лантратову удалось найти, как говорили в старину, верный тон и наполнить танец искренним чувством.

Открывал гала вальс из прокофь-евской “Золушки”. Финальным же аккордом стала сцена “На катке” из балета “Анюта” Валерия Гаврилина, представленная в двух вариантах – экранном с Екатериной Максимовой и синхронном (в параллель видеоряду) живом исполнении артистов Большого театра с Ниной Капцовой в заглавной партии.

Конечно, за кадром осталось очень многое: и великие партии, и работа с Роланом Пети, Морисом Бежаром, другими выдающимися хореографами, и драматический талант Екатерины Сергеевны, одаренной столь многогранно, что передать меру ее гениальности просто невозможно. Владимир Васильев и не пытался этого сделать. Он составил деликатную программу, избавив балерин-участниц вечера от неизбежных сравнений с несравненной Максимовой. Дал мощный толчок работе памяти и зрительскому воображению: зал Большого был полон теми, для кого танец Максимовой – вершина мастерства, “чистейшей прелести чистейший образец”, а “Катя и Володя” – дуэт на все времена.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»

 

№ 3 за 2019 год.