Свобода!

Алина Насибуллина в фильме “Хрусталь”“Свобода!”. Это сладкое слово звучит в финале фильма под хрупким названием “Хрусталь”, снятого молодым белорусским режиссером Дарьей Жук (копродукция Беларуси, США, Германии и России). “Хрусталь”, выдвинутый на “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, стал победителем XIX Тбилисского международного кинофестиваля и получил статуэтку “Золотой Прометей”. “Серебряным Прометеем” за лучшую режиссуру отмечен Петр Домалевский (“Тихая ночь”, Польша).

Картины-фавориты оказались идейно близкими – их объединяет, прежде всего, тема свободы. Свободы, понимаемой как поиск человеком собственного пути, отказ от рутины, мешающей обрести новое качество жизни, как движение вперед и изменение духовно-нравственных ориентиров – чего бы это ни касалось: политических взглядов, идеологии, образа жизни, профессии и даже иногда, как это ни прискорбно, отношения к родине. Вот тут-то, пожалуй, возникает главный вопрос: чем придется жертвовать во имя пресловутой свободы?

Фильм “Хрусталь” во многом отразил личный опыт уроженки Минска, режиссера Дарьи Жук, ныне проживающей в США. За ее плечами – Гарвардский и Колумбийский университеты. Именно об этом – отъезде в Соединенные Штаты – страстно мечтает и героиня фильма Дарьи Жук, продвинутый диджей Веля. Ведь в тяжелые 90-е годы (время действия в картине) вожделенная эмиграция означала многое: возможности для самореализации и избавление от нищеты и убогости существования.

Оказавшись волею обстоятельств в белорусской провинции, девушка проходит через многие испытания, унижение и только укрепляется в своем желании покинуть страну. Выстраданные слова “Родина!.. пусть кричат “уродина”, а она нам нравится!” из известной песни группы “DDT” “хрустальная” Веля точно не могла бы произнести. Она прекрасно овладела английским (как и Дарья Жук) и свое будущее связывает исключительно с новым местом проживания – США.

Духовные нити Вели разорваны не только с нищей родиной (90-е!), но и с матерью – абсолютным продуктом “советской” эпохи: с ней у Вели очень непростые отношения – взаимное непонимание, отчуждение.

Если Веля еще только намерена отправиться за океан в поисках лучшей доли, то Адам, герой “Тихой ночи” Петра Домалевского, уже прошел путь эмиграции. Под Рождество молодой человек возвращается домой, чтобы разрешить кое-какие имущественные вопросы и подвести черту. Подобно Веле, Адам надеется, и не без оснований, найти выход из экономических проблем за рубежом – в Голландии. Ему претит прозябание в польской глубинке, пьянство, скудость интересов соотечественников.

Адам пытается обрести благополучие вдали от родных и близких и в то же время стремится их обеспечить, вытащить из бедности. Но это сопряжено со многими компромиссами и потерями – в итоге Адам теряет то, что ему по-настоящему дорого.

Не все в жизни определяется деньгами. Ключ к идее картины – в словах отца Адама: “Только на родине я чувствую себя полноценным человеком, поляком!”

Отечество – отнюдь не там, где сытнее и лучше, а там, где твои корни. Увы, эта простая истина не выдержала испытания временем и обстоятельствами. В итоге Адам навсегда покидает отчий дом и оказывается в полном одиночестве. Возлюбленная, которую он намеревался увезти с собой в Голландию, ждет ребенка, но не от Адама, а от его брата… Старый дом – герой собирался его продать, чтобы начать новое дело, – сгорел! Финал обретает особый смысл: близкие Адама отправляются в костел отмечать Рождество. Без него. Он чужой на этом празднике жизни.

Собственный опыт отразил в своей первой полнометражной картине “Вулкан” украинский режиссер Роман Бондарчук. В поисках смысла жизни молодой герой Лукас попадает в глубинку, в зону отчуждения, где царят беспредел и беззаконие. Но эти тяжелые реалии помогают ему преодолеть личностный кризис.

Трудный выбор предстоит сделать Ирине из одноименного болгарского фильма (режиссер Надежда Косева). Он посвящен проблеме выживания семьи, оказавшейся в экстремальной социально-экономической ситуации. Ирина теряет работу и принимает непростое решение стать суррогатной матерью, чтобы обеспечить своего маленького ребенка и мужа-инвалида.

Работу актрисы Мартины Апостоловой оценило жюри фестиваля, наградив ее призом за лучшую женскую роль.

На Тбилисском кинофестивале была заявлена и модная сегодня тема сексуальных меньшинств. Например, в конкурсной картине “Сельский шум” (Лиза Миллер, Германия) – опять-таки в плане свободы личности и защиты прав человека в современном обществе. А фильмом закрытия стал “Счастливый принц” британского актера и режиссера Руперта Эверетта, посвященный последним годам жизни английского писателя Оскара Уайльда.

В конкурсном показе участвовала “Девочка” режиссера Лукаса Дронта (Бельгия/Голландия), где затронута проблема транссексуальности и трансгендерного перехода – проще говоря, перемены пола. Это поистине душераздирающая история юной Лары (по рождению Виктора), мечтающей стать балериной. На пути к осуществлению мечты, самореализации стоят… тело и душа “девочки”, переживающей страшную ломку.

Лара находится в теле мальчика Виктора – отсюда ее психологический и физиологический дискомфорт, депрессия. В какой-то момент депрессия обостряется настолько, что Лара решается на отчаянный шаг. Актер Виктор Полстер, выступающий в этой роли, предельно сдержан в проявлении эмоций, переживаний (хотя за закрытостью интроверта – вулкан страстей). Лара – вещь в себе. Говорят только ее глаза.

“Девочка” прошла через невероятные страдания, но в итоге победила и обрела все ту же свободу – свободу от чужого тела. Картина Дронта получила на Тбилисском фестивале специальный приз Евросоюза за лучшее освещение прав человека в кино.

Жизнь и смерть, страдания и уход родных людей, отчаяние тех, кто рядом. Конкурсная мелодрама “Вздох жизни” (Давид Ру, Франция) – история врача Симона, однажды с горечью осознавшего, что медицина во многих случаях не в силах помочь пациенту. Больно и страшно, когда ты, врач, не можешь спасти самого близкого человека – мать…

Победителем среди полнометражных фильмов национального конкурса, где были представлены 24 ленты, стал “Парад” Нино Жвания, открывший Тбилисский международный кинофестиваль-2018. Фильм-притча о трех пожилых мужчинах, связанных многолетней дружбой. Однажды судьба опять сводит их, чтобы вновь испытать силу мужской дружбы. Вместе друзья проводят целый день – гуляют, “соображают на троих”, окунаются в бесконечные воспоминания, философствуют о смысле жизни, о кино, о женщинах, в пути случайно знакомятся с жрицами любви – ну как мужчине обойтись без женщины? Насыщенный эмоциями, наполненный впечатлениями и воспоминаниями день завершается печально. Один из троих – самый, кстати, незадачливый – внезапно умирает, словно растворившись в толпе во время парада. А два его друга так и не узнают о его кончине, решив, что странное исчезновение товарища – очередная его причуда. Как внезапно появился – так и ушел: по-английски – не попрощавшись.

“Парад” – тонкая и горькая картина о том, как коротка, быстротечна наша жизнь и как важно ценить каждое ее мгновение. О том, что главное в ней – простые человеческие отношения: любовь и дружба, понимание, взаимовыручка, сострадание. Да просто – доброе слово. “Парад”, пожалуй, одно из наиболее ярких впечатлений Тбилисского фестиваля. Во многом это заслуга трех блестящих актеров, занятых в картине: Гуги Котетишвили, Арчила Кикодзе и Гоги Пипинашвили.

Победителями национального конкурса короткого метра и документального кино стали соответственно “Стерка” Давида Пирцхалавы и “Украденный бык деда Ланцкого” Елены Навериани и Томаса Райшлина (Грузия/Швейцария). Особого внимания жюри удостоился документальный фильм Вахтанга Кунцева-Габашвили “Прозрачный мир”.

Российское кино (совместно с Арменией) представил режиссер Александр Котт. Это фильм “Спитак” – о разрушительном землетрясении 1988 года. В центре внимания создателей картины – судьба одной семьи, чудом выжившей в аду катастрофы.

«“Спитак” – не фильм-катастрофа, – подчеркнул Александр Котт. – Мы сняли камерную историю, и события происходят уже после землетрясения. Тема картины – возможность показать пограничное состояние человека. Мир и война. Война и мир. Такие страшные катаклизмы происходят всегда вдруг, неожиданно. И человек к этому, как правило, не готов. В нашем фильме мужчина возвращается на родину, в Армению, чтобы найти и спасти своих родных… Мы хотели показать, что только большая беда объединяет, пробуждает чувство дружбы, солидарности, сострадания. Спитакская трагедия объединила тогда самых разных людей».

В рубрике “Режиссер в фокусе” показали работы Сергея Лозницы – “Процесс”, “День Победы” и “Донбасс”.

Почетным гостем фестиваля стал знаменитый парадоксалист, британский режиссер, художник, писатель Питер Гринуэй. Состоялся его мастер-класс. Столетний юбилей шведского режиссера Ингмара Бергмана отметили ретроспективой картин мастера. Специальные показы приурочили к 100-летию кинематографа стран Балтии, а в рубрике “Страна в фокусе” представили кинопродукцию Италии.

Еще одно событие нынешнего фестиваля – почетного “Прометея” была удостоена одна из многолетних его организаторов Нино Анджапаридзе.

Инна БЕЗИРГАНОВА

  • Алина Насибуллина в фильме “Хрусталь”
«Экран и сцена»
№ 1 за 2019 год.