Большая сходка

Фото предоставлено организаторами КонференцииМеждународная театральная конференция проходит в Баку каждые два года. На нее съезжаются несколько сотен участников и наблюдателей из России, бывших соцреспублик, Индии, Ирана, Мексики, ОАЭ, Европы и США. Три дня все, сидя в огромном зале государственного Музыкального театра, слушают доклады друг друга и пользуются случаем, чтобы наладить связи.

В этом году темой конференции, к организации и финансированию которой прямое отношение имеет Министерство культуры Азербайджана, стало будущее – театра как искусства и вида коммуникации. Представители статусных институций, от Международного Института Театра до UNIMA и ASSITEJ, в самом начале приветствовали участников: принадлежа к разным странам и культурам, от ЮАР до Словении, они выражали поддержку самой идее конференции такого рода и масштаба. От России здесь были Кирилл Крок (Театр имени Евг. Вахтангова), Григорий Заславский (РАТИ-ГИТИС) и Сергей Женовач (МХТ имени А.П. Чехова). Бакинское событие, при всей его официозности, выглядит как попытка консолидации – вероятно, утопической.

Сами доклады, в течение трех дней беспрерывно звучавшие со сцены Музыкального театра, были объединены секциями, впрочем, довольно условными, и освещали разные аспекты заявленной темы. Большей частью спикеры рассказывали каждый о своем – о научном ли секторе, в котором работает докладчик, об области применения своих технологических инноваций, о проблеме женщин в Индии, о кукольном театре в Норвегии и так далее. Пестрота и разнородность тем оказалась свойством конференции, внутри которой если и складывались сюжеты, то помимо воли устроителей. Происходило это потому, что театральные деятели из разных стран и с очень разным опытом, научным, исследовательским или практическим, почти не имели возможности вступать в диалог – друг с другом или с аудиторией.

Но если сама структура конференции – результат воли ее организаторов, озабоченных, вероятно, в первую очередь фактом привоза в Баку такого огромного количества людей театра, то кулуарные связи, рождавшиеся прямо в перерывах между секциями – дело рук участников и, возможно, самый результативный опыт. Независимый театр из Таджикистана, ищущий специалистов по документальному театру, педагоги белорусской Академии культуры, налаживающие контакты между Минском и Москвой через студенческие обмены и поездки, работники украинского Центра Леся Курбаса, грузинские театроведы и профессора, организаторы литовского шоукейса из Клайпеды, казахские ученые-театроведы – все это, соединяясь друг с другом, действительно работало синергически.

Параллельно с конференцией в Баку происходил большой театральный фестиваль, в рамках которого показывали и знаменитый итальянский цирк, и русскую драму из Таллина, и спектакль “Гоголь-центра” в постановке Кирилла Серебренникова “Кому на Руси жить хорошо”. Это – единственный чисто театральный опыт, который получили участники конференции. То есть азербайджанского театра они не увидели, а хотелось бы хоть немного понять, каков он. Судя по тому, с каким размахом в Баку обставляются официальные мероприятия, важность театра здесь хорошо себе представляют – именно как часть большой гуманитарной политики. Но что стоит за фасадом – какой театр в Азербайджане и как он живет – это вопрос, оставшийся открытым.

Кристина МАТВИЕНКО

Фото предоставлено организаторами Конференции

«Экран и сцена»
№ 23 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email