В плену страстей и стихий

Сисси Спейсек и Роберт Редфорд. “Старик с пистолетом”Международный кинофестиваль в Риме прошел в тринадцатый раз. Начиналось все в начале 21-го века с попыток конкуренции с Венецианским фестивалем, высоко котирующемся в профессиональной кинематографической среде. Но соревноваться в этой нише оказалось слишком сложно, и, в конце концов, Римский фестиваль обрел свою форму демократичного народного праздника, без конкурса, но с гала-премьерами и звездными десантами. Теперь он официально называется Festa del cinema di Roma – Праздник кино в Риме, и это действительно праздничное событие для римлян, которые приезжают в большой комплекс Auditorium Parca della musica, чтобы посмотреть новое кино и встретиться на ковровой дорожке и в зале с Кейт Бланшетт, Майклом Муром или Робертом Редфордом.

“Roma loves Bob” (“Рим любит Боба”) было написано на экране перед показом фильма Дэвида Лоуэри “Старик с пистолетом”, где Роберт Редфорд сыграл свою 72-ю кинороль и объявил, что она станет последней.

82-летний актер играет Форреста Таккера, который всю жизнь грабил банки, семнадцать раз отсидел в тюрьме и столько же раз бежал. Им двигала вовсе не жажда наживы, а исключительно авантюризм и любовь к острым ощущениям. Он никого не убил, использовал пистолет только как угрозу и проводил свои операции с благородством и аристократическим шиком. Женщины, с которыми он связывал свою жизнь на какое-то время, не догадывались о его проделках и узнавали о них случайно или от полиции.

Таккер – реальный персонаж криминальной хроники; трудно сказать, каким он был в жизни, но Редфорд изображает его во всем обаянии и блеске американского мифа, с использованием в качестве мини-флэшбеков фотографии актера из авантюрных фильмов времен его молодости.

Сам сюжет “Старика с пистолетом” строится вокруг романтических отношений, которые завязываются у героя с пожилой, но очень симпатичной владелицей ранчо. Тут бы и осесть на заслуженной пенсии у семейного очага, но Таккер в один прекрасный день опять выходит на тропу разбоя. Иначе он не может.

Понимающую спутницу последних лет Таккера играет Сисси Спейсек; она выступает в составе целой когорты ветеранов – Дэнни Гловера, Тома Уэйтса, Кита Кэрредина…

А новое звездное поколение представляет Кейси Аффлек в роли детектива – он преследует грабителя, сам будучи в плену его харизмы и увлеченности пусть и незаконной профессией. Перед ним открывается классическая цельная натура, прописанная в американской мифологии, сам же детектив, ведущий правильную законопослушную жизнь, почему-то не получает от нее настоящего удовольствия.

Другой взгляд на культурную мифологию – у известного польского режиссера Кшиштофа Занусси. Герой его нового фильма “Эфир” – тоже человек, фанатично увлеченный своей профессией: он проводит медицинские эксперименты с эфиром, проверяя его наркотические и смертоносные свойства. В самом начале картины он (с помощью своего лучшего друга – пузырька с эфиром) пытается соблазнить девицу, но ненароком отправляет ее на тот свет.Колин Ферт (в центре) в фильме “Курск”

Дело происходит накануне Первой мировой войны в той части Польши, что принадлежала тогда Российской империи. Врач-убийца приговорен к смертной казни, но в последний момент приходит помилование от царя, и в итоге герой оказывается по другую сторону границы – в той части Польши, что находится под контролем Австро-Венгрии, и становится там армейским врачом.

Разворачивается цепь шпионских и бытовых интриг, которыми, как выясняется, рулит закадровый кукловод – Царь Ада, предоставляя роль своего земного наместника Мефистофеля то одному, то другому персонажу. Единственным светочем в этом темном царстве оказывается молодой украинский хлопец, бескорыстно увлеченный наукой. В этом сюжете можно прочесть аллегорию заката старой Европы – пожалуй, чересчур замороченную.

Пузырек с эфиром возникает и в ключевой сцене чешского фильма “Ян Палах” режиссера Роберта Седлачека – перед тем как его герой, студент философского факультета, поджигает себя на пражской Вацловской площади; в последний момент он выбрасывает пузырек, чтобы испытать боль сполна.

Ян Палах остался в истории героем сопротивления имперской агрессии 1968 года. Фильм, проникнутый ненавистью к советскому режиму, совершенно лишен того, что нынче принято именовать русофобией. Еще задолго до кульминации событий Палах попадает со строительным отрядом в Казахстан и заводит дружбу с русским парнем Володей. Они вместе противостоят наглым партийным боссам и отстаивают свои студенческие права. Так что огонь сопротивления не знает границ.

С симпатией к простым русским людям сделан и фильм “Курск” Томаса Винтерберга, где смертельная огненная стихия уступает место водной. Это – реконструкция трагедии в Баренцевом море в 2000-м году, когда потерпела аварию и затонула вместе с экипажем российская подлодка.

Для этого проекта были собраны лучшие кинематографические силы Европы. Продюсировала картину компания Люка Бессона, русского капитана с “Курска” Михаила Калекова играет Маттиас Шонартс, а его жену – Леа Сейду. Но особенно впечатляет кастинг второго плана. В роли британского морского командира, который пытается оказать помощь “Курску”, снялся Колин Ферт, а российского адмирала, отвергнувшего это предложение, – швед Макс фон Сюдов, любимый исполнитель Ингмара Бергмана. Как пишет зарубежная пресса, это дуэт двух лучших из ныне живущих актеров мира.

Кадр из фильма “Донбасс. Окраина”И по режиссуре фильм выполнен профессионально, динамично, сцены борьбы экипажа со смертью и его гибели поставлены с настоящим драматизмом. Картина начинается со свадьбы и завершается похоронами, при этом в ней почти нет “клюквы”, обычно сопутствующей англоязычным постановкам из русской жизни. Деликатно, без нажима, но все же показан конфликт народа с властью. Эмоционально впечатляют образы обманутых вдов. А когда адмирал прощается с родственниками погибших, подросток-сын Калекова, мечтавший унаследовать профессию отца, не подает руки начальнику.

В одной из программ фестиваля был показан еще один фильм, связанный с новейшей российской историей и политической ситуацией – “Донбасс. Окраина” Рената Давлетьярова. Юноша, недавно мобилизованный в украинскую армию, едет на машине в зону боевых действий на окраину Донецка, едва не погибает вместе с другим солдатом, а потом оказывается в доме, где прячутся от обстрелов несколько человек разных судеб и мировоззрений. Одна – местная женщина, потерявшая близких и помогающая старикам и детям эвакуироваться в Россию. Другая – молодая “бандеровка” с запада Украины. Третья – киевская волонтерша, развозящая украинским солдатам каски и бронежилеты.

Есть также двое мужчин: пожилой отец, ищущий сына (он оказывается не тем, за кого себя выдает) и ветеран-ополченец, контуженный в боях. Именно он, белозубый красавец, похожий на Данилу Козловского, – воплощение всех мыслимых моральных достоинств. Именно он придает силы случайно встреченным людям, зависшим между жизнью и смертью в тотальном хаосе и мраке. Именно благодаря ему спасают осиротевшего больного мальчика Ваньку. И даже бандеровка, видя его благородство и мужскую порядочность, начинает экзаменовать свои взгляды.

Мы быстро понимаем, на чьей стороне авторы фильма, который только притворяется чисто жанровым продуктом. Украинская армия, как она показана – это каратели, устраивающие зачистки и взрывающие мирных жителей.

Ополченцы или сепаратисты – это гуманитарные ангелы, готовые придти на помощь слабым. Картина мира оказывается черно-белой и совершенно не убедительной. За ней легко различимы ослиные уши пропаганды.

  • Сисси Спейсек и Роберт Редфорд. “Старик с пистолетом”
  • Колин Ферт (в центре) в фильме “Курск”
  • Кадр из фильма “Донбасс. Окраина”
«Экран и сцена»
№ 22 за 2018 год.