Фотоувеличение

Валерий Плотников. Конец 1960-хК юбилею Валерия ПЛОТНИКОВА

Данный текст не претендует на исследование творчества замечательного фотографа. Ни на какое исследование не претендует. Это личное высказывание. К дню рождения и вообще…

Плотников известен, пожалуй, не менее, чем главные действующие лица его фотогалереи. Не потому, что эти главные действующие лица именитые, знаменитые, популярные и тем самым придают значимости и ему самому, и его снимкам. Совсем не так. Он талантлив, а талант притягивает талант, и возникает поразительный результат.

Про то, кого и как снимал Плотников, написано много, он и сам не раз рассказывал в интервью и про Райкина, и про Высоцкого, и про Любимова, и про Смоктуновского, и про Лилю Брик – им несть числа. Среди его фотографий у меня есть любимые, их немного. Всем отдаю должное, но эти люблю. Они притягивают, волнуют, вызывают воспоминания, бередят воображение. Черно-белые снимки.

Михаил Барышников на фоне дома на углу Дворцовой и набережной Мойки. Стоп-кадр. Кажется, вот-вот продолжится стремительное движение, полет. 1974 год. Впереди невозвращение. Все впереди.Михаил Барышников. Фото В.ПЛОТНИКОВА

Портрет Ирочки Соколовой, еще поры Ленинграда, еще тюзовской поры, театра Зиновия Яковлевича Корогодского, где она была Офелией, Кошкой, которая гуляла сама по себе, Маленьким принцем, олененком Бэмби. Изящная, трогательная. Не случайна эта улица, эти дома, лужа на асфальте и, конечно же, собака. Не случаен поворот головы. Не случаен взгляд.

 

В 94-м, во время «Кинотавра» мы большой журналистской компанией отправились в Абхазию. Кое-где видны были следы военных действий. Но в нашем киношном Доме на Пицунде стояли покой и тишина. С Домом ничего не случилось. Его не тронули. Пострадали только постройки на аллее, ведущей на пляж. От одной постройки остались три стены, и непонятно каким чудом сохранился плакат с фотографией Натальи Гундаревой – той самой фотографией Плотникова. Актриса в длинном черном платье. Валера был с нами и, конечно же, снял уцелевший плакат. Вот так – вопреки всему фотография продолжала быть и напоминала о днях, наполненных счастьем, солнцем, дыханием моря.

Мы знакомы ну о-о-чень много лет. Как ни странно – ни разу не брала у него интервью, но однажды он доверил мне свою камеру и его камерой я его сняла. Так что где-то в плотниковском архиве должна быть и та фотография.

С днем рождения! Все заветные слова скажу тебе при встрече. Если будешь на Смоленке, заходи.

Елена УВАРОВА

Валерий Плотников. Конец 1960-х.

Михаил Барышников

«Экран и сцена»
№ 21 за 2018 год.