Самый гуманный БТР

• Сцена из спектакля “Скапен”. Фото А.ДАНЕЛЬЯНАМолодежный фестиваль театральных школ “Будущее театральной России” – совместный проект Театра имени Федора Волкова и Ярославского театрального института, прошел в этом году в пятый раз. Как и следовало ожидать, фестиваль 2013 года был посвящен 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского. Почти 120 лет назад, в 1894-1895 годах, Станиславский несколько раз выходил на сцену знаменитого ярославс-кого театра: в “Бесприданнице”, “Гувернере” и “Уриэле Акосте”. В буклете над призывом “Вперед, к Станиславскому!” напечатано обращение организаторов фестиваля: “Мы без ложной скромности ощущаем себя прямыми наследниками великого режиссера, потому что, как и Константин Сергеевич, занимаемся театральным будущим!”.
В старинный город на берегу Волги съехалось почти полтысячи студентов – представители 15 театральных школ показали 18 спектаклей. В студенческом театральном форуме приняли участие не только Москва, Санкт-Петербург и Ярославль, но и Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург, Саратов, Красноярск, Уфа, а также гости из Вильнюса – прошлогодние выпускники Литовской академии музыки и театра со спектаклем “Братья Карамазовы”, получившим Гран-при фестиваля “Твой шанс” 2012 года. География “БТР” вполне сознательно расширяется с каждым годом.
В этом фестивале дипломных спектаклей не в последнюю очередь прельщает его атмосфера: целую неделю центр Ярославля сияет молодыми лицами и пестрит оранжевыми футболками и бейсболками с логотипом “БТР”. Оранжевый цвет не случаен: символ фестиваля – апельсины, сетка с которыми вместе с дипломом участника вручается каждому спектаклю, показанному на родине первого русского профессионального театра. Благодаря щедрости и разумности устроителей у приезжающих студентов имеется возможность не покидать сразу гостеприимный город, отыграв свой спектакль, а остаться и смотреть дипломные работы коллег-выпускников. Многие этого шанса не упускают. На Камерную сцену Театра имени Федора Волкова в период фестиваля даже не продаются билеты (на что следуют жалобы от ярославских зрителей) – фестиваль “БТР” корпоративный, в первую голову работы друг друга должны увидеть сами ребята, то самое “будущее театральной России”, и поставить себя в контекст происходящего в стране.
В среднем афиша ежедневно обещала от 2 до 5 спектаклей, по итогам каждого фестивального дня силами студентов-театроведов из Ярославля и Петербурга (координировала их работу петербургский театральный критик Татьяна Джурова) выпускалась газета “Отсебятина”. Один из номеров предварял остроумный лозунг “Да здравствует БТР! Самый гуманный БТР в мире!”, что несомненно соответствует действительности.
Уже который год на фестивале работает жюри Премии имени М.И.Царева, учрежденной СТД РФ и вручающей награды в двух номинациях: “За успешное постижение профессии актера” и “За успешное воспитание актерской смены”. Премия, не очень большая в материальном эквиваленте, на самом деле довольно престижна. Каждый год ее получают всего два студента выпускных курсов и два педагога из всей театральной России. Лауреаты 10-го юбилейного года существования Премии будут известны в конце мая.
В этом году почти каждый день фестивальной недели проходили встречи студентов с крупнейшими театральными педагогами – Львом Абрамовичем Додиным, Алексеем Владимировичем Бородиным, Виктором Анатольевичем Рыжаковым, Сергеем Васильевичем Женовачом, Анатолием Аркадьевичем Праудиным. Неутомимый Виктор Рыжаков успел к тому же провести еще и мастер-класс.
Провинциальные театральные школы показали несколько очень достойных работ, хотя и не бесспорных. Спектакль “В овраге” по одноименной повести А.П.Чехова хозяев фестиваля, Ярославского театрального института, в постановке и сценографии руководителя курса Олега Нагорничных оказался действом энергичным и музыкальным: уверенные молодые артисты (особенно Анастасия Загоскина в роли Липы), хорошие голоса, слаженный ансамбль, отличная пластика, мгновенная смена мизансцен. Вот только если отрешиться от текста повести и сосредоточиться на визуально-музыкальной стороне спектакля с его обрядовыми песнями, ни за что не признаешь чеховской прозы. Атмосфера повести, да и авторская интонация, совершенно теряются за напористым вокалом.
Не лишена противоречий и трактовка чеховской “Чайки” Новосибирского театрального института в постановке режиссера Сергея Афанасьева (художественный руководитель курса Андрей Бутрин). На прош-лый “БТР” Афанасьев привозил другую пьесу Чехова – “Вишневый сад” (с выпускниками 2012 года), там тоже читалось его тяготение к эксцентрике и заострению приема. Казалось, он ощущает себя отчасти Шарлоттой, всегда расположенной продемонстрировать фокус. В нынешней “Чайке” эксцентрическое начало Афанасьевым несколько приглушено, зато “пять пудов любви” возводятся постановщиком в квадрат и превращаются эдак пудов в двадцать пять. Тут у всех не любовь даже, не привязанность, а только страсть. Зов тела диктует всё и всем. На сцене то и дело яростно целуются и хищно набрасываются друг на друга. Кажется, будь у Сорина побольше сил, и он бы рискнул попытаться соблазнить Нину, которую в финале после объяснения с Треплевым режиссер зачем-то обнажает за прозрачным занавесом. Герои едят, пьют, носят свои пиджаки, говорят о театре и литературе, но слышат, кажется, только голос пола. Наименее озабочен физиологическими потребностями тела идеалист и меломан Медведенко в исполнении Алексея Казакова, то и дело (когда в очередной раз совсем нечего сказать) затягивающий знаменитый романс или арию. Насчет наличия таланта, точнее, его отсутствия, у стареющей ломающейся Аркадиной – Натальи Аксеновой, простоватой резкой Нины – Екатерины Барабашовой, неумного мачо Тригорина – Виктора Кононенко, да даже и у симпатичного, но безликого Треплева – Виктора Груднева, места для сомнений почти не остается. Впрочем, поставленную постановщиком задачу – а режиссерская концепция здесь, безусловно, имеется, и это чрезвычайно важно для дипломного спектак-ля – все исполнители воплощают уверенно.
“Чморик” по пьесе Владимира Жеребцова “Подсобное хозяйство” Екатеринбургского театрального института (мастер курса и режиссер Андрей Руси-нов) оказался отнюдь не совершенен как спектакль в целом (перегружен сомнительными по вкусу вокально-пластическими номерами, прослаивающими действие), но может предъявить две серьезно сыгранные роли – старослужащий Александр Хрустяшин в исполнении Даниила Андреева и новобранец Андрей Новиков в исполнении Кирилла Попова. Перерождение одного и возмужание другого в итоге приводят к гибели обоих. Жестокие армейские стычки, унижения и расправы в спектакле вполне предсказуемы, как, увы, и трагический финал, но все три часа за главными героями, нюансами их отношений, становлением характеров следишь с неослабевающим вниманием.
Заметными событиями “БТР” оказались два спектакля московских вузов. “МЫкара-мазоВЫ” (этюды и диалоги) в постановке педагога Школы-студии МХАТ Виктора Рыжакова на курсе Константина Райкина – впечатляющий плод подробной и кропотливой общей работы над текстом романа Ф.М. Достоевского. “Скапен” – современная версия знаменитого фарса “Плутни Скапена” Ж.-Б.Мольера, принадлежащая студенту-режиссеру курса Сергея Женовача в ГИТИСе Владимиру Смирнову.
В обоих случаях зритель имел возможность наблюдать на камерной сцене подлинный актерский ансамбль, хотя “МЫкарамазоВЫ” гораздо более густонаселен, здесь занят целиком весь курс (каждый исполнитель может примерить любую роль, как мужскую, так и женскую), а “Скапен” представляет собой, по само-определению его создателей, “Шесть мужчин. Шесть стульев. И много проблем” (от себя добавим – и одна бессловесная девушка с обручем). И мхатовцы, и гитисовцы работают на сцене со всей безоглядностью, но стоит, наверное, особо выделить работу Вячеслава Евлантьева в роли вездесущего и всемогущего Скапена – обобщенный образ слуги из всей мировой драматургии (кое-что он, кажется, перенял у стрелеровского Арлекина), – не отказывающего себе в удовольствии жестоко поглумиться над туповатыми господами.
Об остроумной и мудрой Конституции “БТР”, созданной Ольгой Никифоровой, – фантазией и изобретательностью художественный руководитель фестиваля может потягаться с любым Скапеном – наша газета уже неоднократно писала. Хочется цитировать пункты Конституции снова и снова: “каждый имеет право быть артистом, но не обязательно”, “каждый имеет право сделать вторую роль первой”, “никто не имеет права жить прошлыми заслугами”, “никто не имеет права путать достоинство и деньги”, “каждый обязан знать, что ему никто не обязан” и, наконец: “каждый обязан знать, что он лучший”, но “каждый обязан знать, что это никому не интересно”. Впрочем, устроителям “БТР”, похоже, интересен каждый.

Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена» № 9 за 2013 год.