Эскизы на первом плане

Сцена из спектакля “Как закалялась сталь”. Фото Е.ЕЛИСЕЕВОЙСамарская “Золотая репка” – фестиваль-лаборатория со стажем. Ее уже больше двадцати лет выращивает в своих стенах театр юного зрителя “СамАрт”. Придумали двухчастную модель “Репки” драматург Михаил Бартенев и критик Олег Лоевский. Они зовут участников лаборатории “Молодая режиссура” в Самару заранее – готовить эскизы по классическим и современным пьесам, и параллельно собирают афишу спектаклей для детей и молодежи из разных городов России. Иногда эскизы выглядят не слишком обязательным довеском к профессиональной программе, но порой именно работы лаборатории выходят на первый план.Из Санкт-Петербурга приехали выпускники курса В.М.Фильштинского Ярослав Рахманин и Петр Чижов, из Москвы – ученицы мастерской С.В.Женовача Яна Селезнева и Надя Кубалайт. За плечами петербуржцев, получивших дипломы пару лет назад, уже есть несколько самостоятельных постановок (у Ярослава Рахманина в Калуге, Абакане, Кемерово, у Петра Чижова в Театре на Литейном и “Этюд-театре”), в режиссерском багаже студенток Женовача, окончивших ГИТИС в этом году, – дипломные спектакли и успешное участие в нескольких лабораториях.

В эскизе Нади Кубайлат, выбравшей пьесу Родиона Белецкого “Четвертый богатырь”, особенно удалась экспозиция. К поколению отцов (его символизируют Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович, прочно засевшие перед телеэкраном с трансляцией футбольного матча) приходит подросток-бунтарь и искатель справедливости, “четвертый богатырь” Филя (студент Самарского института культуры Владимир Кричмарь). Вроде бы завязывается история о том, что стыдно сидеть на диване, когда дети выходят на площадь, но развития заявленная тема, увы, не получает.

Петр Чижов также взял материал об отцах и детях – текст Фабьен Ивер “Папа уходит. Мама врет. Бабушка умирает” в адаптированном переводе с французского Екатерины Бондаренко. Монолог девочки, чей дом напоминает шахматную доску, с которой одна за другой исчезают фигуры, потребовал особого, небытового способа актерского существования и небанального пластического решения (режиссер по пластике, он же исполнитель роли Папы, Павел Самохвалов). За считанные дни молодой режиссер нашел театральную форму, адекватную тексту.

Ярослав Рахманин остановился на пьесе Михаила Бартенева “Про того, который ходил страху учиться” и создал эскиз-путешествие по пространству “немецкой сказки с русским акцентом”, с приметами вполне интернационального театра абсурда. А Яна Селезнева, взяв новую пьесу Елены Исаевой “Девятый выпуск” – о царскосельских лицеистах, переживающих весть о смерти Пушкина, отдала дань юношеской романтике, столь уместной на сцене ТЮЗа. У героев эскиза (их по преимуществу играли студенты) было много молодой пылкости, но и старомодной риторики – большей частью это проблема пьесы, выглядящей архаичной даже по сравнению с “Подсвечником Чаадаева” Георгия Полонского.

Ряд эскизов лаборатории “Молодая режиссура” прошлых лет перерос в репертуарные спектакли “СамАрта”. Отнюдь не все, что были этого достойны: возможности одного театра не безграничны. Михаил Бартенев предложил превратить будущую лабораторию в ярмарку режиссерских проектов, пригласив на нее руководителей других театров Поволжья, расширяя пространство для возможной реализации замыслов молодых.

Собственно фестивальная программа в этот раз была достаточно скромной, всего четыре спектакля. Среди них – “Сказки Пушкина” театра “СамАрт” (постановка выпускников самарского режиссерского курса Анатолия Праудина Татьяны Наумовой и Павла Самохвалова), “Чудо-радуга” Московского областного театра кукол (режиссер из Болгарии Александра Хонг). Интерес вызвал спектакль “Черное молоко, или Экскурсия в Освенцим” Театриума на Серпуховке. Несколько схематичную и морализаторскую пьесу австрийского драматурга Хольгера Шобера режиссеру Татьяне Михайлюк и ее актерам удалось сделать историей о живых людях и о памяти.

Фестиваль закрывала постановка театра “Колесо” из Тольятти “Как закалялась сталь”. Режиссер Михаил Чумаченко попытался рассказать обо всем сразу: о Павле Корчагине и Николае Островском, о романе и судьбе его автора, об истории и сегодняшнем дне. Действие то и дело останавливалось, и сцену пересекала монументальная дама в красном платье со шлейфом, произносившая тексты из сочинений Ленина и Коллонтай (как выяснилось из программки, этот персонаж олицетворял советскую власть). Безусловно интересным оказался образ Павла Корчагина в исполнении Петра Касатьева, впервые сыгравшего эту роль на фестивальном показе. Хороши были и лирические сцены с тремя возлюбленными героя – на обсуждении было предложено переименовать спектакль в “Девушек Корчагина”.

А главным событием тринадцатой по счету “Золотой репки” стало открытие новой сцены “СамАрта”. Строительство шло семнадцать лет, и казалось – конца этому долгострою не будет. Свершилось. Результат впечатляет: огромная, хорошо оснащенная сцена, зал-трансформер, фойе с многочисленными экранами. Многое еще нужно доделать, но есть надежда, что в новом сезоне здесь уже будут идти спектакли и первым должно стать “Горе от ума”. Следующую “Золотую репку” тоже примет новая сцена.

Владимир СПЕШКОВ

  • Сцена из спектакля “Как закалялась сталь”.

Фото Е.ЕЛИСЕЕВОЙ

«Экран и сцена»
№ 18 за 2018 год.