Окно в окно

НАГРАДЫ 26-ГО ФЕСТИВАЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО “ОКНО В ЕВРОПУ”

 

КОНКУРС “ИГРОВОЕ КИНО.

ОСЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫ”

Главный приз – “ПАПА, СДОХНИ” Кирилла Соколова

Спецприз жюри – “У АНГЕЛА АНГИНА” Оксаны Карас

Спецприз – “В КЕЙПТАУНСКОМ ПОРТУ” Александра Велединского

Спецприз – “ВМАЯКОВСКИЙ” Александра Шейна

Диплом – “АМБИВАЛЕНТНОСТЬ” Антона Бильжо

 

КОНКУРС АНИМАЦИОННОГО КИНО

Главный приз – “МИТИНА ЛЮБОВЬ” Светланы Филипповой

Спецприз – “ОСТАНОВКА” Нины Бисяриной

Диплом – “А КАК НАШИ КОСМОНАВТЫ” Галины Голубевой

Диплом – Алексею ТУРКУСУ и Алексею ШЕЛМАНОВУ (фильм “Суета сует”)

 

КОНКУРС НЕИГРОВОГО КИНО

Главный приз – “ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ” Андрея Осипова

Спецприз – “МНЕ 20” Екатерины Мамонтовой

Диплом – “ВОВАНИНА” Натальи Назаровой

Диплом – “МЕДВЕДИ КАМЧАТКИ. НАЧАЛО ЖИЗНИ” Ирины Журавлевой и Владислава Гришина

 

КОНКУРС “КОПРОДУКЦИЯ.

ОКНО В МИР”

Главный приз – “ХРУСТАЛЬ” Дарьи Жук (Россия/Беларусь/США/Германия)

Спецприз – “ВАН ГОГИ” Сергея Ливнева (Россия/Латвия)

Спецприз – “ЗЕЛЕНЫЕ КОТЫ” Андреса Пуустусмаа (Россия/Эстония)

Диплом – “ЖИЗНЬ РАЗ” Владимира Ракши (Россия/Швейцария/Нидерланды)

 

КОНКУРС “ВЫБОРГСКИЙ СЧЕТ”

I место – “ВАН ГОГИ” Сергея Ливнева

II место – “ГУРВИНЕК. ВОЛШЕБНАЯ ИГРА” Мартина Котика и Инги Евланниковой

III место – “ОБЛЕПИХОВОЕ ЛЕТО” Виктора Алферова

 

Приз президента фестиваля – “МАСТЕРСКАЯ” Сергея Карандашова

Призы Гильдии киноведов и кинокритиков – “ТЕОРИЯ ЗАКАТА” Романа Соколова (конкурс анимационного кино); “СТАТУС ЖЕРТВЫ” Юлии Бобковой (конкурс неигрового кино); “ХРУСТАЛЬ” Дарьи Жук (конкурс “Копродукция. Окно в мир”); “ВАЯКОВСКИЙ” Александра Шейна (конкурс “Осенние премьеры”)

Диплом – “ФАГОТ” Бориса Гуца

Приз имени Саввы Кулиша – “АМБИВАЛЕНТНОСТЬ” Антона Бильжо

Диплом – Дмитрию ШПИЛЕНКУ, оператору фильма “Медведи Камчатки. Начало жизни”

Главное отличие фестиваля в Выборге, скажем, от Кинотавра или ММКФ в отсутствии селебрити-тусовки, пафоса, бесконечных красных дорожек и дорогих нарядов. Ничего не отвлекает от просмотра фильмов. Здесь не говорят о политике, но говорят и спорят о кино, таком разноплановом, неровном, но живом.

Открылось “Окно в Европу” анимационным “Болеро 17” Гарри Бардина и “В кейптаунском порту” Александра Велединского. И если “Болеро 17” до прямолинейности понятно и просто – все мы пластилиновая масса с шорами на глазах, но шанс все изменить еще есть, то Велединский водит зрителя по закоулкам прошлого и настоящего. Смешивает жанры, местами может запутать, удивить, рассмешить, но непременно заставит задуматься о своей жизни, возможностях упущенных и неожиданно возникших. Рассказана история языком живым и ироничным, что гораздо ярче характеризует нашу действительность, нежели намеренное погружение в тоску и беспросветность.

Перед премьерой было объявлено, что “В кейптаунском порту” еще не доделан, но стоит заметить, что слова эти тут же забылись; его наградили специальным призом жюри, и конечно, не за смелость режиссера показать незавершенный фильм.

“Амбивалентность” Антона Бильжо – история о двух студентах-психиатрах, разных во всем, от взглядов на жизнь до темпераментов, но почему-то ставших друзьями. Они умеют любить и одновременно ненавидеть себя, окружающих и друг друга. “Амбивалентность” заставляет размышлять не только над поступками героев, но и о грани нормальности в целом, ведь мы не можем с уверенностью сказать, что это значит – быть нормальным. Где та полоса, которая отделяет тебя, нормального, от тебя, безумного? Да и амбивалентность чувств нам всем свойственна, не так ли?

Главное, что здесь стоит отметить, – сценарий написан Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой. Без него не случилось бы фильма. Их “Зимний путь” в 2013-м стал событием на фестивале. Характерные черты их работ – тонкий психологизм, яркость образов и полное погружение в эмоциональное состояние героев. Да, если бы “Амбивалентность” снимали Тарамаев и Львова, то она была бы другой, и актерский состав тоже, но и эту картину нельзя назвать неудачей. Напротив, Антон Бильжо снял кино, в котором узнается и чувствуется стиль сценаристов, и это большой плюс.

Картина “ВМаяковский” Александра Шейна оказалась сложна для многих зрителей, они начали уходить на 20-й минуте. Это не банальный байопик о жизни известного поэта – родился, учился, женился, умер. Это сложное полотно, близкое по духу авангардистам и футуристам, с рваными рифмами и мизансценами, чем-то напоминающими театральное действо. А Юрий Колокольников в образе действительно похож на поэта, отчего погружение в картину усиливается еще больше. Яркое, экспрессивное кино не для всех, но для тех, кто любит работу мысли и сложность построения кадра.

 

В конкурсе “Игровое кино. Осенние премьеры” гран-призером стала дерзкая лента дебютанта Кирилла Соколова “Папа, сдохни”. Тон еще в прошлом году задал Александр Хант, победивший с картиной про Витьку Чеснока, который вез Леху Штыря в дом инвалидов

“Папа, сдохни” – криминальная, местами абсурдная, смешная, по-тарантиновски безбашенная и кровавая история о парне, решившем отомстить отцу любимой девушки. Да только все не так просто, как кажется, и фраза “шерше ля фам” придумана неспроста. Отец, Андрей Геннадьевич, тертый калач и к тому же опер; парень, Матвей, несомненно, герой и романтик. Их встреча и все последующие за ней события не дадут зрителю заскучать.

Фильм, безусловно, подкупает черным юмором и дерзостью, однако за порой утрированным сюжетом узнаются реалии нашей жизни. Публика в зале очень живо реагировала на происходящее и сопровождала просмотр не только смехом и аплодисментами, но и подбадриванием главного героя. Хотелось бы особо выделить яркую и убедительную игру Александра Кузнецова, исполнившего эту роль. Артист бесспорно талантлив и наделен той самой уникальной харизмой, способной увлечь зрителя с полувзгляда, полуслова или улыбки, лукаво брошенной в камеру (тут стоит вспомнить “Лето”, чтобы в этом убедиться). Многие журналисты и критики уже оценили его талант, теперь дело за режиссерами.

Александр Кузнецов и сценарист Валерий Печейкин представили в рамках конкурса “Выборгский счет” “Кислоту” Александра Горчилина (приз за лучший дебют на “Кинотавре”) – о поколении двадцатилетних, не отягощенных глобальными проблемами, ищущих себя в стремительном жизненном потоке, не способных услышать, сказать, сделать. Внутри лишь пустота и та самая жгучая “кислота”, разъедающая внутренности от острого чувства одиночества и собственной никчемности.

Здесь все немного иллюзорно: и дружба, и любовь, и семейные связи. И только самоубийство друга заставляет главных героев – Петю (Александр Кузнецов) и Сашу (Филипп Авдеев) – снять с глаз шоры и честно взглянуть на себя, на окружающую действительность и попытаться что-то изменить. Только удачно ли?Кадр из фильма "Папа, сдохни"

“Кислота” – один из самых убедительных режиссерских дебютов нынешнего года и меткий по точности высказывания. Четко, как по маслу, попадает в свою целевую аудиторию правдивостью и близостью проблем. И не вызывает сомнения тот факт, что актерам “Гоголь-центра” есть о чем поговорить со зрителем не только со сцены, но и с экрана.

Горчилину удалось снять фильм и о своих ровесниках, и обо всех нас, потому как инфантильность и рефлексия свойственны всем поколениям в той ли иной степени. А неспособность решить свои проблемы, преодолеть страхи, посмотреть правде в глаза и оторваться от родительской пуповины может остаться на всю жизнь и глубоко прорасти корнями внутри.

Все это словно эхом звучит в драме Сергея Ливнева “Ван Гоги”. Здесь проблема отцов и детей очерчена еще ярче, а герои уже не просто говорят, а срываются на крик.

Талантливый и знаменитый отец – дирижер и сын – неудачливый художник. Их взаимоотношения – запутанный клубок детских невысказанных обид, утаенной правды, желания жить не только жизнью ребенка, выйти из тени отца и в то же время получить его одобрение и внимание. Та самая неразорванная пуповина, связавшая двух самых близких и одновременно чужих друг другу людей. Лишь смертельная болезнь отца способна (способна ли?) навести мосты между Птицыным (так детским прозвищем называет сына отец) и Его Величеством (так в отместку называет отца сын).

Игра Даниэля Ольбрыхского заслуживает отдельного приза, которого, почему-то, не случилось. Это очень эмоционально насыщенное кино, бередящее незажившие шрамы, бьющее в солнечное сплетение, но тонкое, красивое и, несмотря на драматичный сюжет, светлое и музыкальное (не в плане музыки, а в плане звучания). Перед показом создатели фильма просили обязательно рассказывать о нем своим друзьям, делиться эмоциями в соцсетях, чтобы про него знали. И да, о “Ван Гогах” действительно хочется говорить и писать.

 

Все чаще и чаще слышишь, что у нас кризис в кинематографе и не снимают хорошее кино. Можно с полной уверенностью возразить – это не так. Снимают. Здесь другая проблема, оно не всегда приходит к зрителю. В Выборге приходит.

Татьяна СЛАУТИНА
«Экран и сцена»
№ 17 за 2018 год.