Одри и Морган уходят в отрыв

«Шпион, который меня кинул». Режиссер Сюзанна Фогель.

Резюме у режиссера Сюзанны Фогель короткое: фильм «Партнеры по жизни» о подружках (одна из них решила повзрослеть, а вторая нет), да пара сериалов. Теперь резюме еще и яркое, благодаря «Шпиону, который меня кинул», где у Фогель появилась возможность вести себя максимально свободно, развернуться и местами даже распоясаться.

Список картин о женщинах, которым можно все, продолжает расти, и в них продолжают сниматься не только актрисы-комики: если в «Очень плохих девчонках» Люсии Аньелло вместе с комикессами работала Скарлетт Йоханссон, то в «Шпионе…» Сюзанны Фогель в главной роли появляется Мила Кунис. До этого Кунис снималась в комедиях, но преимущественно в романтических, и хотя в ее нынешней роли доля романтики тоже есть, в такие обстоятельства героини Кунис еще не попадали.

У Одри Стокманн (Мила Кунис) мягкий характер, она доверчива и ни одно из важных дел не может довести до конца. У нее есть любимая подруга, Морган Фримен (Кейт МакКиннон) – да, подругу зовут именно так, и поэтому она может запросто заказать столик даже в самом пафосном ресторане. Морган очень боевая, очень порывистая, всегда говорит то, что думает, и за это ее считают идиоткой, кроме подруги и родителей, которым она рассказывает все, что происходит в ее жизни.

На одном из своих дней рождения Одри знакомится с приятным мужчиной по имени Дрю (Джастин Теру), у них завязываются отношения, но вскоре он бросает ее по смс. Одри и Морган злобно жгут вещи Дрю во дворе, потешаясь над его неопрятностью и дурацким призом за игру в воображаемый футбол. И это была бы типовая сцена из грубоватой романтической комедии, если бы не первые кадры фильма, где Дрю жестоко дрался на вильнюсском рынке, прыгал с балконов и угонял мотоциклы, доставал из тайника охапку паспортов и красиво уходил от взрыва в куртке с капюшоном. То есть уже сразу было ясно, что наша девочка Одри вот-вот попадет в какой-то другой, совершенно ей незнакомый мир.

«Шпион, который меня кинул» – про отношения и женскую дружбу, и это в фильме главное. Но шпионские страсти, тайны, выстрелы и убийства там тоже есть, в большом количестве, и Сюзанна Фогель виртуозно сделала их событиями второго плана. Да, героини прихлопывают окружающих злодеев, как комаров; да, они подвергаются пыткам; да, они неожиданно для себя принимают активное участие в конкуренции ЦРУ и МИ-6, однако гораздо больше их занимают собственные чувства и эмоции.

Фогель снимает свое кино, как любознательная шестиклассница читала бы «Войну и мир» (если такое сравнение позволительно). Главное внимание она, конечно, уделяет отношениям, но описания военных действий тоже не пролистывает. Одри с Морган остаются девушками с девичьими интересами, слабостями и страхами, и при этом они хитры, умны, расчетливы и готовы бросаться в бой.

Трансформация девушек милых в девушек воинственных начинается с явления двух симпатичных мужчин, которые прибудут в вегетарианский магазин, где Одри сидит за кассой. Мужчины окажутся сотрудниками серьезных организаций и расскажут девушке о том, что ее несостоявшийся жених делал в Вильнюсе и других городах. Потом будет возвращение Дрю к Одри: она выговаривает ему за то, что он ее так обидел, и вдруг прерывается: «Ой, у тебя какой-то красненький огонечек на лбу». Дрю хорошо знает, что это может быть за огонечек, поэтому падает на пол, увлекая Одри за собой, и быстро проговаривает ей шпионские инструкции.

И понеслось… В комнату влетает украинец-мизогин, с которым Морган накануне познакомилась в баре, и метко стреляет в Дрю, а потом влетает Морган и сбрасывает стрелка с балкона. Через пару часов, когда девушки будут нестись в аэропорт, Морган пробормочет что-то вроде «Я убила человека», но уже через три часа угрызения совести покинут ее.

В новой жизни девушек люди будут появляться и гибнуть, появляться и гибнуть, и довольно часто от их рук – в баре, где Морган и Одри убивали время, был автомат с играми-стрелялками, и пользоваться пистолетами они научились неплохо. И хотя девушки не переживают из-за ушедших в иной мир, зрителю Сюзанна Фогель такую возможность дает, позволяя с некоторыми обреченными персонажами заранее познакомиться: очаровательный таксист Лукас, милая и таинственная горничная Верн, биолог Роджер, канадский посол с женой, индийский разведчик Даффер, кичащийся своим гарвардским образованием…

После нескольких прощаний начинаешь понимать – а этого, видимо, режиссер и добивается, – что истинный шпион не должен ни к кому и ни к чему привязываться. А еще ему нельзя никому доверять.

Одри и Морган так жить не хотят. Это противоречит самой их сущности, к тому же они когда-то дали друг другу клятву никогда и ничего друг от друга не скрывать, и теперь каждая знает о своей подруге множество подробностей, в том числе и не особенно приятных. Поэтому они действуют с помощью интуиции: если человек кажется симпатичным, ему можно доверять и к нему можно привязываться, а если он не нравится и ведет себя как-то не так, то привязываться нельзя.

Вот биолог Роджер (Фред Меламед), друг отца Морган, приютивший подружек в Праге, несимпатичный и пристает, и в этом случае интуиция девушек не подводит. А Себастиан (Сэм Хьюэн) из Ми-6 – очень даже симпатичный, и если он говорит, что борется с террористическими организациями, то так оно и есть.

Чета Петренко (Джемс Флит и Кэролин Пиклс), бывших тренеров по художественной гимнастике, тоже неприятные люди, и совершенно неудивительно, что они вырастили юного киллера Надежду (Иванна Сахно), которая жестока, неутомима и попортит немало крови Одри и Морган.

Украинцы у Сюзанны Фогель оказываются в основном неприятными людьми, и их просто необходимо поскорее ликвидировать. Однако ни Миле Кунис, которая, как известно, родилась в Черновцах, ни Иванне Сахно, которая постоянно говорит о независимости своей Родины, это не помешало отнестись к подобной идее без возмущения и с должной иронией.

Приз за воображаемый футбол оказывается хранилищем для флешки с чрезвычайно важной информацией – за ней охотятся террористы, но девушкам удается скрыть от них флешку самым остроумным способом. А когда выясняется, что информация зашифрована и даже продвинутый пользователь ее не добудет, то человеческие отношения опять становятся важнее профессионализма и расчета.

Давным-давно, в летнем лагере, за Морган ухаживал мальчик Эд Сноуден – ему-то она и звонит, и знаменитый спецагент, глядя из окна на кремлевские звезды, радостно соглашается сделать все, что бы задорная блондинка ни попросила. «Приезжай в Лос-Анджелес, повидаемся!» – благодарит Морган. «Вот в Лос-Анджелес вряд ли», – отзывается Сноуден.

Верная дружба, правильные связи и отточенная за время большого путешествия интуиция помогут девушкам даже сделать выбор между Себастианом и неожиданно появившимся Дрю – оба симпатичные, оба умные и оба обвиняют друг друга в работе на крупную террористическую организацию. И после этого выбора жизни Одри и Морган изменятся окончательно: не возвращаться же, в самом деле, после шпионского маршрута и кровавых разборок в кассу вегетарианского магазина и бар с игровыми автоматами?

Девушки высвободили свою настоящую сущность (Морган даже полетала на трапеции под куполом импровизированного цирка) и к рутинной жизни больше не вернутся. Очень хочется, чтобы у Сюзанны Фогель все было так же; она сняла живой, свободный, умный, очень смешной фильм с прекрасными героинями, и пусть ее следующие фильмы будут такими же.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 17 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email