Столичное кружение

4181
Нынешний ММКФ (20 – 29 июня) в определенном смысле юбилейный. Начало истории фестиваля – 1935 год. Потом перерыв в двадцать четыре года. Возродился в 1959-м, в “оттепель”. Проводился раз в два года. С 1999-го, когда пост президента занял Никита Михалков, стал ежегодным. И вот теперь 35-й.
Откроется фильмом “Война миров Z” Марка Форстера (“Квант милосердия”, “Бегущий за ветром”, “Все вместе”,”Волшебная страна”, “Бал монстров”) с Брэдом Питтом. Ждут обоих. “Война миров Z” – фантастика, триллер, ужасы в одном флаконе. Нападение оживших мертвецов, зомби, грозящие человечеству катастрофой, грядущий апокалипсис и тому подобное – удачное начало для фестиваля. Бодрит. Манит в кинозалы. Очень актуален в момент, когда не прекращаются разговоры о засильи американского кино и падении зрительского интереса к кино отечественному (“Легенда № 17” – не в счет, это исключение). 
Однако хорошее кино на 35-м ММКФ будет. Например, в ретроспективах. “ПОЧТИ ВЕСЬ БЕРТОЛУЧЧИ” – 16 фильмов (в том числе “Конформист”, “Последнее танго в Париже”, “Двадцатый век”, “Последний император”) плюс документальная лента о режиссере “Электрическая коляска”. “КОСТА ГАВРАС. СОПРОТИВЛЕНИЕ”. Самая известная картина этого греко-французского режиссера – “Дзета” (Z) 1969 года о диктатуре “черных полковников” в Греции. “Оскар” за лучший иностранный фильм. “ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ХРОНИКИ” – документальные фильмы Юрия Озерова, Клода Лелуша, Франсуа Рейшенбаха, Лени Рифеншталь. Спецпрограмма “МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ” – кино Нидерландов, весьма нынче заметное на кинематографической карте (напомним хотя бы два имени – Пол Верхувен и Йос Стеллинг). Еще две ретроспективы – швейцарского режиссера Урсулы Майер, члена жюри 35-го ММКФ и гонконгского актера Брюса Ли – кстати, сниматься он начал еще ребенком и был весьма заметен. Программы “ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЭЙФОРИЯ”, собранная Андреем Плаховым, вернувшимся на ММКФ в качестве председателя отборочной комиссии, “РУДОЛЬФ НУРИЕВ. ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ”, “8 1/2 ФИЛЬМОВ”. Ну и много чего еще. Программный директор Кирилл Разлогов считает ретроспективные показы сильной стороной Московского Международного. Чистая правда. На них ходят с большим интересом, чем на основной конкурс. 
Теперь о конкурсе. От России в нем – артхаусная “РОЛЬ” Константина Лопушанского с Максимом Сухановым в главной роли (20-е годы прошлого века, актер решается на эксперимент – прожить роль не в театре, а в жизни); криминалка “СКОЛЬЖЕНИЕ” режиссера-дебютанта в полном метре Антона Розенберга, как написано в аннотации, “герои фильма стоят по ту сторону закона, они – группа оперативных сотрудников Госнаркоконтроля, погрязших в криминальной деятельности “оборотни в погонах””; “ИУДА” Андрея Богатырева по повести Леонида Андреева “Иуда Искариот”. Кроме них – “МАТТЕРХОРН” Дидерика Эббинге (Нидерланды), “ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ” Войцеха Смаржовского (Польша), “SPAGHETTI STORY” Чиро де Каро (Италия), “ДОЛИНА ПРОЩАНИЙ” Тацуси Оомори, “ПОРТОВЫЕ РЕБЯТА” Альберто Мораиса (Испания), “РОЗИ” Марселя Гислера (Швейцария), “ЧАСТИЦА” Эрдема Тепегеза (Турция), “БЕСПРЕДЕЛ” Арчила Кавтарадзе (Грузия), “ДРУГАЯ ЖИЗНЬ РИШАРА КЕМПА” Жерминаля Альваре (Франция), “МАМАРОШ” Момчило Мома Мрдаковича (Сербия/Германия/Франция/Венгрия), “ЛИВАНСКИЕ ЭМОЦИИ” Чона Енхена (Корея). Из четырнадцати картин – шесть дебюты. В отсутствии на нынешнем ММКФ конкурса “Перспективы”, призванного открывать новые имена, основной конкурс спокойно может сработать за двоих.
В жюри – иранский режиссер Мохсен Махмальбаф, режиссер из Швейцарии Урсула Майер и наш Сергей Гармаш. В жюри документального конкурса “Свободная мысль” – режиссеры Сергей Дворцевой (председатель), Клаас Даниэлсен (Германия), Коко Шрайбер (Нидерланды). “Свободная мысль” как всегда обещает быть интересной. Будет еще конкурс короткометражек. 
Открытие и закрытие – в “Пушкинском”, который снова стал “Россией”. Главная фестивальная площадка – кинотеатр “Октябрь”. Докпрограмму перенесли в Центр документального кино на Зубовском бульваре. Отдельно – Российская программа в Доме кино, в рамках которой пройдет ретроспектива фильмов Алексея Балабанова. 

 
Елена УВАРОВА
«Экран и сцена» № 11 за 2013 год.