В сторону экстравагантности

Мария Кочеткова и Себастиан Клоборг в номере “И когда прошел день”. Фото М.ЛОГВИНОВАЛауреатов Приза “Бенуа де ла Данс” назвали в Большом театре. Вручение балетных “Оскаров” работы Игоря Устинова проходило в 26-й раз. В прошлом году фестиваль отмечал красивый юбилей пышными торжествами, но, как часто случается, рядовой смотр проходит интереснее. Концерты были заявлены как посвящения Мариусу Петипа, но не превратились в протокольную череду па де де из балетов юбиляра, на первый план неожиданно вышел мужской дуэтный танец в очень качественном исполнении зарубежных премьеров, каждый из них заслуживал свою премию.

Особенностью нынешнего конкурса стало наличие молодого жюри. Артисты, несколько лет назад представлявшие в Москве свои прославленные труппы как танцовщики, сегодня приехали в качестве худруков балета и конкурсных судий. Этуали Парижской Оперы Николя Ле Риш и Элеонора Аббаньято возглавляют Шведский балет и Балет Римской Оперы соответственно. Испанка Тамара Рохо много лет танцевала в Королевском балете, ныне руководит второй по значению лондонской компанией – Английским национальным балетом. Также в составе жюри был Дэвид МакАллистер – в прошлом звезда Австралийского балета, сегодня директор этой компании. Номинированные на Приз Бенуа за роли в балете Дж. Талбота-К.Уилдона “Алиса в стране чудес”, артисты его труппы показывали фрагмент из “Золушки” в хореографии Алексея Ратманского. Когда-то Австралийский балет славился классическим репертуаром, теперь в его афише современные сюжеты. В компанию молодых идеально вписался Самюэль Вюрстен, директор фестиваля современного танца “Холланд-данс” и куратор фестиваля Дианы Вишневой “Контекст”. Внутри семерки было всего два “ветерана” – Борис Эйфман, выполнявший функцию со-председателя жюри, и педагог из Бразилии Нора Эстевес.

В этом году были возвращены конкурсные номинации композитора и сценографа, и призы безоговорочно ушли к создателям балета “Нуреев” – Илье Демуцкому и Кириллу Серебренникову. В номинации “Лучшая работа хореографа” победил Юрий Посохов за того же “Нуреева”. Лучшим танцовщиком стал исполнитель роли Нуреева в премьерном спектакле Владислав Лантратов. Вместе с Посоховым приз получила хореограф из Бразилии Дебора Колкер за спектакль “Собака без перьев”, а вместе с Лантратовым мексиканец Исаак Эрнандес. Награда “за лучшую роль танцовщицы” ушла к солистке Парижской Оперы, кореянке Сэ Ын Пак. У этой балерины интересная биография – она попала в главный балетный театр мира вопреки его консервативным традициям “принимать в труппу только французов”, выиграла конкурс и одна из ста претендентов получила приглашение. Сэ Ын Пак оказалась востребована на волне недостатка в Парижской Опере “чистых” классиков, поборников строгих пятых позиций.

Но запомнится Бенуа-2018 не выступлениями нынешних победителей, а красивыми дуэтами, подготовленными номинантами и лауреатами прошлых лет. Специально для концерта английский хореограф Дэвид Доусон поставил на Марию Кочеткову и Себастиана Клоборга номер “И когда прошел день” на томную музыку Шимона Бжуски. Доусон всегда сочиняет настроенческие бессюжетные балеты – в данном случае это очерк про негу серого цвета (изумительные костюмы от Хлое), про мощь точного танца, растворяющуюся в бесконечной линии горизонта, о странностях балетной гравитации. Мужское по инерции заигрывает с женским, чувственный результат при этом исключен, зато “безответственность” танца дарует физическое удовольствие зрителю. Как и в номере “Вдвоем и только” Вюбке Кейндерсмы, который танцевали Марейн Радемакер и Тимоти ван Паукке, специфическая любовная пластика вынесена за скобки, но ее лучи каким-то тайным способом согревают смотрящих. Мягкая синхронность поз контрастировала с жесткостью мышечных эмоций танцовщиков. И наиболее сильное впечатление оставила самая ожидаемая гостья смотра – Наталья Осипова в дуэте (с Джейсоном Киттельбергером) из балета “Щелкунчик” в хореографии Сиди Ларби Шеркауи. Вырванное из контекста спектакля Чернякова па де де не только не потерялось, но заиграло новыми смыслами. В нем есть страшный финал, когда Мари в процессе танца-катастрофы незаметно теряет Водемона и танцует его вариацию сама. Осипова привезла в Москву только дуэтный фрагмент, но трагический смысл вложила, отчаянно цепляясь за своего партнера, давая при этом понять зрителям, что он существует только в ее воображении и через несколько минут исчезнет.

Екатерина БЕЛЯЕВА

  • Мария Кочеткова и Себастиан Клоборг в номере “И когда прошел день”

Фото М.ЛОГВИНОВА

«Экран и сцена»
№ 14 за 2018 год.