Людмила ТОМСКАЯ: «Что такое двадцать лет для кинематографа, который сломали»

• Людмила ТОМСКАЯСледим за событием

В Санкт-Петербурге в 21-й раз прошел фестиваль «Виват кино России!». Прошлой осенью он ненадолго примкнул к Санкт-Петербургскому кинофоруму, но в этом году все вернулось на круги своя. О подробностях и трудностях фестивальной жизни с генеральным директором фестиваля Людмилой Томской беседовала Александра Жукова.

– Людмила Ивановна, расскажите, пожалуйста, как начинался фестиваль, как сложился его образ, вызывающий интерес у зрителей?

– Фестиваль начинался в 1993 году. Было непростое время. Уже царила перестройка. В СССР было приобретено порядка ста двадцати американских фильмов, которые ранее мы могли видеть только на фестивалях или закрытых показах. Все это вызвало небывалый ажиотаж и естественным образом привело к тому, что российские картины вытеснились с экранов. Я в тот момент возглавляла кинопрокатную организацию «Петербург-кино», а в Санкт-Петербурге было 78 независимых кинотеатров. Мы решили поддержать отечественный кинематограф и в 1993 году провели первый кинофестиваль «Виват кино России!», на который собрали 43 картины, созданные за последние несколько лет.

– То есть за годы перестройки?

– Да, так и было. Потом фестиваль снова переживал трудные времена – конец 90-х – начало 2000-х. Фестивали – наш, «Кинотавр», «Киношок» – фактически бились за каждую картину. Сейчас мы представляем спектр картин за год, а тогда фильмов было крайне мало. Чтобы насытить фестивальное пространство, нужно было развиваться. С 1998 года мы придумали ретроспективы, приуроченные к юбилеям режиссеров и актеров. В 1996-м праздновали столетие кинематографа в Петербурге. Так без денег, на голом энтузиазме и начался фестиваль «Виват кино России!». Первый Гран-при был присужден картине Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Кстати, в этом году Астрахан участвовал в специальной программе со своим новым фильмом «Деточки». Вот таким образом наш фестиваль и существует уже 21 год.

– Когда оказалось труднее собирать программу – в период малокартинья или сейчас, когда все продиктовано условиями продюсерских взаимоотношений и жесткого проката?

– По-разному на самом деле. Изначально, когда фестиваль не предполагал профессиональной оценки жюри, было немного проще. Сейчас мы вошли в новую для себя эру – на «Вивате…» второй год работает жюри. Естественно, это тоже влияет на решение продюсера отдать фильм на фестиваль или нет. Организаторы фестивалей ведь стремятся заполучить к себе самое новое и лучшее кино. Но, наверное, в эпоху малокартинья приходилось труднее – не из чего было выбирать.

– Людмила Ивановна, вы упомянули, что на «Вивате…» второй год работает жюри. Насколько оправдана эта идея?

– Одна из задач нашего фестиваля в том, чтобы продемонстрировать лучшие картины, сделанные за счет государственного бюджета. С одной стороны, популяризация отечественное кино, с другой – показ лучшего за год, но в итоге хотелось бы, чтобы наше кино становилось конкурентоспособным. Я считаю, что картины, которые вышли в прокат, – наиболее коммерчески успешные фильмы. Другое дело, какова их профессиональная ценность. Для этого и существует профессиональное жюри.

– Успех в прокате «Метро», «Легенды № 17» – это уже практика или пока отдельные удачные истории?

– Это обычная мировая практика. Допустим, в Америке выходит 700 картин, и только 50-60 имеют серьезный прокат. Если у нас выходит 150 фильмов, и только 5-6 имеют успех в прокате, то в процентном соотношении то на то и получается. Чудес на свете не бывает. Если мы говорим о конечном продукте, как сейчас принято говорить, то фильм делается для того, чтобы получить возвратные средства. К сожалению, искусства ради искусства не бывает. Вопрос проката – это всегда своего рода игра, результаты которой предугадать невозможно. Даже составив самую успешную формулу, продюсер не может быть уверенным, что его ожидания оправдаются. Но так во всем мире, мы не исключение. В советское время система проката была иной, но от перестройки прошло двадцать лет. Что такое двадцать лет для кинематографа, который сломали? Очень маленький срок. Для истории и вовсе никакой. Страна развивается, значит, будет больше денег на кино, есть вероятность, что появится больше хороших фильмов.

– Как вы считаете, реализуема ли идея с квотированием? Возможно, в этом путь к успеху нашего кино?

– На мой взгляд, это бессмысленная история. Никогда никакие запреты ничего хорошего в финале не давали. Квотирование не исправит ситуацию. Как я уже говорила, есть такой термин «конкурентоспособность». Как только мы будем делать такое кино, никакое квотирование не понадобится. Кинотеатры его возьмут, получат свою прибыль, и никто не будет спрашивать, какая страна его произвела. Главное, чтобы оно задело зрителя. «Легенда № 17» – это воплощение того, о чем мы все мечтаем. С одной стороны, кино профессионально сделанное, с другой – патриотичное. «Метро» собрало приличную кассу. Все у нас впереди.

– В этом году на «Вивате…» круглый стол был переформатирован в ежедневные дискуссии в книжном магазине «Порядок слов», которые проводило издательство «Сеанс». Как возникла эта идея? «Сеанс» пришел с инициативой?

– Нет. Я к ним пришла. Нельзя стоять на месте. Круглые столы, которые мы проводили в последнее время, мне не нравились. Это изжившая себя форма. Из года в год мы высказываем наболевшее, проблемы, круг вопросов один и тот же. Я обратилась к издательству «Сеанс» с предложением видоизменить данное мероприятие. Таким образом, появилась идея ежевечерних дискуссий – в них могли принять участие критики, режиссеры и просто люди, которые любят кино и имеют свое собственное мнение.

– К фестивалю есть интерес, и переполненные залы во время показов это подтверждают. Есть ли куда расти?

– Конечно. Я мечтаю о хорошо оборудованных залах. Все, что мы сейчас имеем, заслуга нашего города, прежде всего руководства. Они сохранили, пусть и в усеченном виде, киносеть. В Москве и в Санкт-Петербурге есть государственные киносети. В России 89 регионов – из них в двух есть государственная киносеть. А что это значит? Режиссеры, сценаристы, актеры говорят – и справедливо говорят, – что не видят на экранах отечественных картин. Интересы коммерческих кинотеатров понятны – у них во главе угла стоят деньги. Они должны получать прибыль. А в нашей государственной киносети мы очень большое внимание оказываем именно российскому кино. Организовываем показы, встречи с режиссерами, ретроспективы, кинонедели, работает киноклуб. Приходит много зрителей.

Кстати, когда мы проводили Неделю фильмов Александра Сокурова, билеты на все сеансы раскупили за месяц. Благодаря тому, что мы государственная киносеть, у нас есть возможность маневров, недоступ-ных другим киносетям, – мы делаем максимум, чтобы привлечь к нам зрителей.

Беседовала Александра ЖУКОВА
«Экран и сцена» № 12 за 2013 год.