Буквой «Зю»

 • “Кадр из фильма “Война миров Z”“Война миров Z”. Режиссер Марк Форстер.

35-й Московский Международный кинофестиваль выбрал для своего открытия картину Марка Форстера “Война миров Z”, с Брэдом Питтом в главной роли. Прибытие Питта на церемонию открытия было прямо-таки апофеозом доброты и понимания – актер, которого трудно за такое поведение не поблагодарить, фотографировался со всеми желающими, с удовольствием раздавал автографы, соглашался дать интервью практически всем, кто у него об этом просил. Площадь перед театром “Россия” (экс-кинотеатр “Пушкинский”) ликовала, президент ММКФ Никита Михалков был недоволен и в какой-то момент сам отправился к Питту, чтобы все-таки увести его в здание театра. Благодаря дружелюбию американского гостя церемония открытия задержалась на час.

Брэд Питт дал собравшейся на площади публике то, что она хотела. ММКФ, по всей видимости, решил пойти по этому же пути, выбрав для открытия дорогой и местами даже красивый, но скроенный по стандартным лекалам блокбастер, который при всем желании сложно отнести к фестивальному кино. И если та группа людей, которую принято называть “широким зрителем”, оценит картину, просто отправившись в кино (27 июня “Война миров Z” выходит в прокат), то зрители, приходящие на ММКФ, обычно рассчитывают на несколько иные, не столь развлекательные, фильмы, и лишить их умного открытия было действительно недальновидно.
“Война миров Z” Марка Форстера к почти одноименной картине Стивена Спилберга отношения не имеет – изначальное название “Мировая война Z” намного точнее, потому что все действие происходит на Земле, а зомби, борьба с которыми и составляет всю картину, вовсе не пытаются создать свой особый мир, поскольку, по традиции, интеллектуально не развиты и способны лишь издавать нечленораздельное бормотание и кусаться. Именно такими они нравятся американскому писателю и сценаристу Максу Бруксу, написавшему, например, “Руководство по выживанию среди зомби”, где даются подробные советы, что делать, если живые мертвецы угрожают твоей жизни, а также тщательно исследуются все известные факты о зомби. 
Продолжением “Руководства” стал роман “Мировая война Z” – писатель составил его из историй людей, которые пережили зомби-пандемию и рассказывают об этом спустя тринадцать лет. То, что Макс Брукс – сын режиссера Мела Брукса, оказало на его творчество влияние: кое-какие истории из романа просто просятся на экран. Например, события с японским компьютерно зависимым юношей: он не выходил из дома и практически жил в интернете, а еду ему приносили отчаявшиеся вернуть сына в реальность родители. Но вдруг интернет отключили, парень обнаружил, что родители сами стали едой, а вокруг сплошные зомби – и ему пришлось спасаться от живых мертвецов, связывая простыни и спускаясь по балконам, а затем оказаться в лесу и столкнуться с самой что ни на есть реальной жизнью. Из этого, в общем-то, мог получиться отдельный фильм – как и из другой истории, о сибирском попе, отце Сергии Рыжкове. В тоталитарной России, тоже страдающей от зомби, с мертвецами бились солдаты, которые обязаны были застрелиться сразу после укуса, чтобы не распространять заразу. И отец Сергий решил снять с них тяжкий грех самоубийства, но для этого ему пришлось самому убивать укушенных солдат.
У Марка Форстера всего этого нет. Какое-то время назад режиссер говорил, что было бы неплохо снять вторую и третью часть “Войны миров Z” – может быть, приберегает японского хакера и сибирского батюшку до лучших времен. В этой же картине Япония не упоминается вовсе, а Россия – лишь вскользь; по американскому штабу, расположенному на авианосце, нервно ходят туда-сюда оставшиеся в живых первые лица США (президент не ходит, его убили) и круп-ных организаций мирового значения, и кто-то из них в сердцах бросает: “Да откуда мне знать, что происходит в России?!”
А там то же, что и везде – мир охвачен пандемией, люди падают на улицах, по-марионеточьи дергаясь и неуклюже выгибая руки и ноги, потом закатывают глаза, и через секунду полк мертвецов увеличивается еще на одну единицу.
Спасаясь от зомби, гонит по городу свою машину Джерри Лейн (Брэд Питт), бывший военный эксперт ООН. В какой-то момент он оставил ставшую неприятной работу, чтобы присматривать за своими малолетними дочурками и печь им по утрам оладьи. Однако со статусом домохозяина тоже приходится расстаться. Лейн, немного поотбивавшись от зомби, оказывается на вышеупомянутом авианосце и получает задание отправиться на корейскую военную базу вместе с молодым ученым, чтобы найти способы борьбы с вирусом, превращающим людей в зомби.
В фильмах, подобных “Войне миров Z”, обычно все ясно практически сразу, и когда смуглый вирусолог только начинает свой монолог о матери-природе, которая, на его взгляд, является самым опасным в мире серийным убийцей, уже можно не сомневаться, что этот герой в живых не останется. Форстер с ним даже особенно не церемонится – вирусолог гибнет глупо, просто споткнувшись и ударившись головой. Есть ощущение, что режиссер взял на себя обязательство использовать весь походный набор создателей апокалиптических блокбастеров, но логикой при этом пользоваться не пожелал. В набор входит ингалятор – во время бегства его забыли дома, а одна из дочек Лейна страдает астмой. Однако полуразграбленную аптеку находят почти сразу же, и эпизод с ингалятором оказывается для картины абсолютно незначимым. Есть взрывающийся самолет белорусских авиалиний, после падения которого на лице Джерри оказывается лишь несколько симпатичных царапинок. И, конечно, имеется маленькая собачка, лающая на зомби. Похоже, современный апокалиптический блокбастер, как светская дама, без маленькой собачки чувствует себя неуютно.
Фильм Форстера со своими стандарными ходами и сам здорово похож на живого мертвеца, даром что на него потратили 170 миллионов долларов. Поэтому, когда в нем появляется хоть что-то нетипичное, это уже становится поводом для радости – как, например, жена Джерри Лейна (Мирей Инос), прямо-таки отчаянно некрасивая, или трогательный, похожий на любопытного бурундучка зомби, обитающий в уэльсском медицинском центре.Там Лейн оказывается после своих метаний по свету (Америка-Корея-Израиль-Британия), чтобы подтвердить свою теорию: зомби не трогают больных людей. В данный момент картина уже окончательно начнет превращаться в пародию на саму себя, но режиссер не позволит ей идти по этому выигрышному пути и скомканно завершит – надеясь, видимо, развить сюжет в следующих частях, о которых с ним пока договоренности не имеется.
У “Войны миров Z” большая команда сценаристов. Они занимались тем, что тщательно выбирали из романа Брукса-младшего самые пафосные монологи и слегка переделывали историю для того, чтобы фильм заработал побольше денег. В романе, например, пандемия начинается в Китае, но этот момент в фильме не акцентируется, потому что потерять такое количество зрителей было бы неприятно. 
Судя по безмерной любви к Брэду Питту (о том, как он играет в фильме, рассуждать смысла не имеет, поскольку играть там просто нечего), сборы в России тоже могут оказаться неплохими – как показывает практика, многим зрителям приятно любоваться и не думать. Живые мертвецы в “Войне миров Z” просто кусают подвернувшихся людей, а не пожирают у них мозги, как это принято в ряде зомби-фильмов и компьютерных игр. Зато режиссер вполне успешно справляется с этой задачей. 

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена» № 12 за 2013 год.