Ложа прессы

Кадр из фильма “Гнев”НАГРАДЫ 40-ГО МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Главный приз “Золотой св. Георгий” – “ЦАРЬ-ПТИЦА”, режиссер Эдуард Новиков (Россия)

Специальный приз жюри – “НЮ”, режиссер Ян Гэ (Россия)

Приз за лучшую режиссерскую работу – Александр КОТТ (“Спитак”, Россия/Армения)

Приз за лучшую мужскую роль – КИРАН ЧАРНОК (“Заблудшие”, Новая Зеландия)

Приз за лучшую женскую роль – ДЖОВАННА МЕЦЦОДЖОРНО (“Неаполь под пеленой”, Италия)

Приз “Серебряный св. Георгий” за лучший документальный фильм – “ЧИСТИЛЬЩИКИ”, режиссеры Ганц Блок, Мориц Ризевик (Германия/Бразилия)

Приз за лучший короткометражный фильм – “КОНФЕТКА”, режиссер Ракан Маяси (Палестина/Ливан)

Приз за вклад в мировой кинематограф – Олегу ТАБАКОВУ (посмертно)

Специальный приз “За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского” – Настасье КИНСКИ

Приз жюри ФИПРЕССИ – “ЦАРЬ-ПТИЦА”, режиссер Эдуард Новиков (Россия)

Приз жюри российских кинокритиков – “СТОЙКОСТЬ”, режиссер Рашид Маликов (Узбекистан)

Диплом жюри российских кинокритиков “За соответствие художественного решения актуальным проблемам современности” – “С ПЕНОЙ У РТА”, режиссер Янис Нордс (Латвия/Литва/Польша)

Приз NETPAC – документальному фильму “КИТАЙСКИЕ ВАН ГОГИ”, режиссеры Юй Хайбо, Юй Тяньци Кики (Китай/Нидерланды)

Приз международного жюри Федерации киноклубов – “ГНЕВ”, режиссер Сержиу Трефо (Португалия/Франция/Бразилия)

Специальное упоминание жюри Федерации киноклубов – “СТОЙКОСТЬ”, режиссер Рашид Маликов (Узбекистан)

Приз зрительских симпатий – “12-Й ЧЕЛОВЕК”, режиссер Харальд Цварт (Норвегия)

Приз зрительских симпатий в программе “Российское кино: перспективы” – “ДЕРЕВО”, режиссер Хава Мухиева

Приз еженедельника “Коммерсантъ Weekend” – “ГНЕВ”, режиссер Сержиу Трефо (Португалия/Франция/Бразилия)

 

 

Конкурсная программа нынешнего фестиваля оказалась вполне достойной и добротной. И жюри было из чего выбирать. Но никто не ожидал, что оно выберет именно так: три главные награды (за лучший фильм, режиссерскую работу, специальный приз) трем российским картинам – все-таки перебор.

В этом номере “ЭС” – очередная порция фестивальных впечатлений.

 

“ЗАБЛУДШИЕ”

Режиссер Дастин Финили.

Новая Зеландия.

Основной конкурс.

Из пункта А и из пункта Б вышли два человека и встретились. Они даже не догадывались, что идут навстречу друг другу. Чтобы все начать сначала.

Джек освободился по УДО из тюрьмы. Грейс – из психиатрической клиники. У каждого свое нелегкое прошлое. Он отбывал срок за попытку убийства виновника аварии, в которой погиб близкий ему человек. Она из Косово, у нее есть маленький сын, живущий в другой семье. Он обосновался в лесном домике отца. Ей идти некуда, потому ночью пытается залезть в его дом.

Весь фильм мы наблюдаем за двумя персонажами. Статичная камера. Длинные планы. Кино немногословное, медитативное. Кто-то даже счел его “унылым и пустым”. Нас приучили к экшену, динамике, активному действию на экране, и раздумчивость (в том числе визуальная) нынче не в цене. Но на горы, лес, океан можно смотреть и смотреть. На суровую красоту. Притягивающую и волнующую.

Вместе Джек и Грейс оказались в момент одиночества. Никому не нужные. В каком-то смысле изгои. Ничего не знают друг о друге. Пока хорошо вдвоем. Но останутся ли вместе? Кто может сказать…

“Заблудшие” – первая картина из Новой Зеландии, показанная в конкурсе Московского кинофестиваля за все время его существования. Для режиссера Дастина Финили – дебют в полнометражном кино. Раньше он снимал короткометражки, для полного метра понадобился краудфантинг.

“Это придуманная мною история, – рассказал на пресс-конференции Дастин Финили (он же – автор сценария). – В коротком метре я работал над темой отчуждения, когда люди не могут найти контакт друг с другом. Это есть и в “Заблудших”, но в них также есть момент “излечения”, “починки” того, что сломано.

Фильм снимался на юго-востоке Южного острова, в регионе Отаго. За несколько лет до начала работы над ним я ездил туда, сделал много фотографий. Это место с нетронутой природой. Мне показалось, что оно может стать идеальным фоном для развития отношений между нашими героями”.

А еще режиссер признался, что снял “Заблудших” под впечатлением от фильмов Кшиштофа Кесьлевского, Андрея Тарковского, Гаса Ван Сента.

 

 

“ГОД ЛЕОНА”

Режиссер Мерседес Лаборде.

Аргентина.

Основной конкурс.

Еще один режиссерский дебют в конкурсе ММКФ. Мерседес Лаборде сняла драму о женщине, потерявшей мужчину. Леон умер почти год назад, а Флавия продолжает жить в его доме, где на автоответчике его голос, и все до мельчайших мелочей напоминает о любимом. А тут еще в жизни Флавии появляется Люсия, дочь Леона от первой жены. Это дом ее отца, значит, и ее дом. Здесь ее рисунки, фотографии и прочее. Здесь живут и ее воспоминания. К тому же Люсия тоже переживает потерю близкого человека.

Внешне фильм вроде бы скуп на эмоции, в нем нет страстей в клочья, женских истерик и тому подобного – разве что Флавия разобьет однажды стекло машины подруги, позволившей себе в ее адрес… Впрочем, неважно, что позволила себе подруга, просто Флавии необходимо было разрядиться. В фильме разыгрывается внутренняя драма. Героиня преодолевает ее, в том числе и внезапными постельными радостями с другими мужчинами, на которых в иной ситуации, возможно, и не обратила бы внимание.

Флавия понимает, что нельзя жить только прошлым. Его надо сохранить и идти дальше. А для начала удалить голос Леона на автоответчике…

Мерседес Лаборде окончила в Аргентине операторский факультет Университета кино. Работала ассистентом оператора и оператором-постановщиком, поэтому так точно чувствует нюансы изображения. Историю она рассказала с точки зрения героини. Рассказала подчеркнуто скромно. А вот Леона мы не увидим ни разу – никаких флэшбеков. Он так и останется для нас загадкой.

 

 

“НЮ”

Режиссер Ян Гэ.

Россия.

Основной конкурс.

Крупно-крупно – капля, стекающая с пряди волос. За кадром – кваканье, мычанье, блеянье, лай. Звук усиливается и становится невыносимым. Капля продолжает стекать. Это, видимо, должно что-то значить. Кстати, “ню” по-китайски “корова”. Может, и остальной “мир животных” тоже можно расшифровать. Ну, например, героиня оказалась на скотном дворе, или еще как-нибудь.

Далее происходит телефонный диалог подружек (одна из них – та самая, с каплей, героиня фильма):

– Я совсем не сплю…

– Так переспи с кем-нибудь.

– Это идея.

– Приезжай в пятницу, решим проблему.

Еще один телефонный диалог – уже с приятелем:

– Ты не хочешь со мной переспать? – спрашивает та самая, с каплей.

– Ну, ладно, приезжай в семь.

И так, “про переспать”, практически весь фильм.

Да, вспомнилась еще одна реплика героини: “Я поступила как настоящая женщина – как обычно просрала свое счастье”. Или вот еще: “Твое сердце тверже, чем его член”.

Автор сценария, режиссер, актриса, певица (участница телешоу “Голос”), обосновавшаяся в Москве китаянка Ян Гэ свой дебютный фильм сняла о себе любимой и сыграла в нем главную роль. Обнажилась перед камерой не только душевно, но и физически. По полной обнажилась. Но переспать ее героине так ни с кем не удалось. Она расстраивается от непонимания, плачет и постоянно исполняет некие музыкальные композиции: “С кем спать? С мужчиной? С подругой? С котом? С одеялом?”

Однако ничего в этом фильме с элементами эксгибиционизма во мне лично не вызвало ответного отклика, сочувствия, сопереживания, поскольку всем в нем – имитация: эмоций, любви, отношений, страданий. Оттого – пустота.

“Люди, которые меня не понимают, считают, что это просто обнаженка, а я вам говорю, что это просто корова. Я хочу найти любовь, я люблю, а вы думаете, что сейчас все будут раздеваться. Такое вот непонимание. Фильм для меня – спасение самой себя и поиск себя. Часто бывает, что когда нам очень хреново, единственное, что мы можем делать, это ошибки.

Фильм снимался, когда у меня был самый тяжелый период в жизни. Режиссеры снимают кино, когда испытывают переживания. И это для меня был единственный выход высказать свои печали.

Мой фильм – не полностью автобиографическая история, а все-таки сыгранная, придуманная. Но – основанная на личном опыте. Мои думы только о мечте, об идеале, чтобы был и красивый, и талантливый и умел ухаживать. Он обязательно появится, но я уже не буду искать, я подожду, пусть сам ищет и найдет” – прокомментировала на пресс-конференции Ян Гэ свой киноопус.

Правда, попадание данного киноопуса в конкурс ММКФ вызвало недоумение…Кадр из фильма “Ню”

 

 

“ГНЕВ”

Режиссер Сержиу Трефо.

Португалия/Франция/Бразилия.

Основной конкурс.

Три скорбные женские фигуры на пороге дома. В черных одеяниях. С покрытой головой. Словно три подраненные птицы. И весь фильм снят в черно-белой гамме, аскетичен, суров. Сурова показанная в нем жизнь крестьянской семьи. Здесь бедность заставляет главу семейства идти на преступление. Здесь особое отношение к хлебу – и ты словно ощущаешь его запах и вкус. Здесь персонажи скупы на эмоции. А изобразительная стилистика – нет, не подавляет – подчеркивает и трудности жизни, и неизбежность возмездия, и страдания, и не простые отношения. Тяжелое небо, камни вокруг, безжизненная земля. И испепеляющее чувство гнева.

Социальную драму “Гнев” португальского режиссера Сержиу Трефо (не путать с триллером “Гнев” Тони Скотта 2004 года) сразу после показа на ММКФ критики сравнили с фильмами итальянского неореализма – и по манере съемки, и по вниманию к судьбам героев. Режиссер не отрицает, что картина “отсылает к традиции неореализма”, и роман португальского писателя Мануэла де Фонсека, по мотивам которого снят “Гнев”, был написан под влиянием неореализма. Словом, неореализм жив, и он в действии.

Сержиу Трефо в игровое кино пришел из документального, что тоже нашло отражение в “Гневе”. Главную роль в нем сыграл актер-непрофессионал Хуго Бентес – его Трефо снял в своей документальной ленте “Алентежу, Алентежу” о юге Португалии и о древнем многоголосном пении “канте”. Кстати, из этого фильма в “Гнев” перешел и музыкальный ряд, в основе которого “канте”.

 

 

“ХАНА”

Режиссер Джузеппе Каррьери.

Италия.

Конкурс документального кино.

“Чтобы снять документальное кино, рассказать историю – достаточно выглянуть в окно, посмотреть, что там происходит” – поделился методом работы режиссер Джузеппе Каррьери. Но чтобы снять фильм “Хана”, ему пришлось попутешествовать по белу свету и выглянуть не в одно окно. Своих героинь он нашел в разных уголках света – Индии, Перу, Никарагуа, Сирии, но судьбы их во многом схожи. Они бесправны в своих странах, подвергаются насилию, и ничего невозможно изменить.

Каррьери считает, что главное качество режиссера – способность говорить с людьми, даже не зная их языка. Нужно смотреть им в глаза, находить с ними контакт, завоевывать их доверие, сделать так, чтобы люди знали, что ты не собираешься украсть их истории, не собираешься их эксплуатировать, использовать против них, а, скорее, даешь им шанс поделиться своей историей, рассказать ее миру.

Дзузеппе Каррьери нашел общий язык со своими героинями, сумел их разговорить, вызвал их доверие, и они поделились с ним – и с нами – своими историями. Рассказывали, как бы смирившись с происшедшим, и от этого становилось жутко. Одна поведала, как встретила парня, полюбила, забеременела, парень узнал, бросил, родители выгнали на улицу. Она и осталась на улице – стала заниматься проституцией. Другая была изнасилована. Третья похищена и изнасилована исламистами, ей чудом удалось убежать. Четвертая продана на аукционе. А если замуж выдают, то под угрозой расправы.

Совсем еще девочки – 13, 14, 15 лет. Самой младшей тринадцати нет. Они не скрывали своих лиц, порой говорили прямо на камеру. Как пережили унижение, боль, страдания – одному Богу, пожалуй, известно. В фильме есть цитата из Талмуда: “Бог считает слезы женщины”. Цитата из Талмуда, хотя героини исповедуют либо индуизм, либо ислам. Для режиссера важен был смысл слов, и не важно, откуда они. Они относятся к любому Богу. И если Бог существует, то он считает слезы женщины.

В каждой стране во время съемок возникали свои проблемы. Где-то больше, где-то меньше. В Сирии существовали некоторые ограничения, в том числе и религиозные. Но там помогал ЮНИСЕФ. Правда, съемочная группа побывала только на границе, вглубь страны не пустили из соображений безопасности, однако и на границе режиссер услышал много историй от женщин, от девушек.

Героинь фильма объединяют не только драматические события их жизни, но и имена. Исходное имя – АНА, имя из трех букв, его можно прочесть одинаково с той и другой стороны. АНА (ANA). Но авторы фильма добавили H – HANA (ХАНА).

Главное качество фильма – он про сейчас, про нынешние времена, про наше время. Режиссер считает, что фильм современен не только для Европы, для Италии – он современен для нашего мира. Мы говорим про любовь, про счастье, а потом открываем газету и читаем про войну в Сирии, изнасилование в Нигерии и так далее.

Хана означает “счастье”. Может быть, где-то женских слез, наконец-то, станет меньше.

 

“СПРОСИТЕ У СЕКСПЕРТА”.

Режиссер Вайшали Синха.

США/Индия.

Документальная программа “Свободная мысль”.

Его встречают почти как звезду Болливуда Митхуна Чакраборти. Он популярен. С ним хотят сфотографироваться. Им восхищаются. Девушки сходят от него с ума. Он любимец Индии, а уж о Мумбаи и говорить нечего – здесь он национальный герой. Хотя есть и те, кого он сильно раздражает и кто ведет с ним непрерывную войну.

Его зовут Махиндер Ватса. Доктор Ватса. Крупнейший сексолог Индии. Ему 91 год. В газете “Мумбаи миррор” в течение девяти лет ежедневно ведет колонку по вопросам секса. Его заваливают письмами, от него ждут ответов на множество вопросов, связанных с интимной жизнью.

В школах некоторых штатов Индии сексуальное воспитание запрещено. Тема секса не обсуждается. Все пущено на самотек. От родителей ждать помощи не приходится. Учителя тоже не компетентны. Подростки ничего не понимают и даже не знают, как предложить девушке стать более близкими.

Невзирая на Камасутру, разговоры о сексе в Индии табуированы. Доктор Ватса написал свою книгу и назвал ее “Это нормально”. Нормально заниматься сексом, нормально о нем говорить, нормально просвещать молодых (да и немолодых тоже). Безрадостна жизнь без него.

Когда-то и мы пережили эпоху “без секса”. В 90-е на нашем телевидении появилось ток-шоу “Про это”, и противников у него было немало. У доктора Ватса тоже немало противников. Одна из самых яростных активисток в борьбе за нравственность подает иски в суд с требованием прикрыть колонку в “Мумбаи миррор”. Никак не успокоится. Колонку не прикрывают. Дама подает очередной иск. Доктор Ватса относится к этому с юмором. Он вообще удивительный человек. К нему люди тянутся еще и потому, что он легок в общении и находит подход к каждому.

Вечерами доктор Ватса сидит на террасе и смотрит, как солнце уходит в океан и как в вечерних сумерках появляются на пляже влюбленные парочки. “Все люди сексуальны. Жизнь – удивительное странствие, полное сюрпризов” – скажет доктор, который не устает готовить сюрпризы для других.

 

 

Дейзи Ридли в фильме “Офелия”“ОФЕЛИЯ”

Режиссер Клер МакКарти.

США.

Основной конкурс

Рыжеволосая девочка пробралась однажды на обед по случаю отъезда юноши на учебу. За происходящим наблюдала из-под стола, поскольку на обед приглашена не была…

Фильм называется “Офелия”, так что не стоит плести интригу там, где и без того многое покрыто тайной. В общем, девочка – Офелия, юноша – принц Гамлет, обед – королевский, по случаю отъезда Гамлета на учебу в Виттенберг. Дальше – по шекспировскому сюжету. С одной оговоркой: история будет рассказана от лица Офелии: “Вы думаете, что знаете мою историю? Я сама расскажу вам, как все было”.

Надо отметить – это смелая, свободная экранизация пьесы Шекспира. Культурная, изысканная. В ней также замечены отголоски “Ромео и Джульетты” и “Двенадцатой ночи”. Есть отсылки к живописи. В первых кадрах – “цитата” картины английского художника XIX века Джона Эверетта Милле “Офелия”, своеобразный ключ к визуальному решению фильма.

И актерский состав – суперзвездный: Офелия – Дэйзи Ридли (Рей в нескольких “Звездных войнах”), королева Гертруда – Наоми Уотс (“Малхолланд Драйв”, “Диана: История любви”), Клавдий – Клайв Оуэн (“Больница Никербокер”), Гамлет – Джордж МакКэй (“Питер Пэн”, “Капитан Фантастик”), Лаэрт – Том Фелтон, сыгравший “плохиша” Драко Малфоя в “Гарри Поттере”.

На пресс-конференции режиссер Клер МакКарти попыталась объяснить столь неординарный сюжетный изгиб:

– Мы хотели повернуть историю Гамлета на своей оси, посмотреть не нее совсем по-иному, с фокусом на Офелию. – Ей мы дали широту выбора. Это рассказ о судьбе Офелии, о том, какой выбор делает она. Офелия – жертва дворцовых интриг, борьбы за власть.

В 2010 году вышел роман Лизы Кляйн “Офелия” – новое прочтение пьесы “Гамлет”. Это видение нас заинтриговало, захотелось кинематографическими средствами пересказать историю героини. Захотелось глубже осветить образ, придать ему силы – потому и использовали книгу Кляйн как стартовую точку.

Мы не пытались добиться исторической достоверности, поскольку историческая достоверность у самого Шекспира весьма сомнительна. Он не стремился добиться достоверности, он стремился нарисовать мир. Мы создавали свой мир, вдохновляясь полотнами прерафаэлитов; в фильме есть мотивы ар-нуво, есть восточная экзотика, легкие ткани, природные узоры, легкие штрихи. Мне хотелось оживить мир королевского двора. Думаю, если бы Джон Эверетт Милле был режиссером, он снял бы “Гамлета” приблизительно в том же ключе.

Офелия отказывается быть безвольно втянутой в шторм из мужских конфликтов, мужских игр за власть, отходит в сторону. Одна из главных фраз, которые есть в фильме: “Не всякая история заканчивается сражением”.

А как заканчивается сам фильм? Поскольку он вряд ли выйдет в отечественный прокат, признаемся: все как в пьесе, кроме одного – Офелия останется жива и родит девочку, дочку Гамлета. Словом, “все умрут, а я останусь”.

В “ложе прессы” дежурила Елена УВАРОВА

  • Кадры из фильмов “Гнев” и “Ню”
  • Дейзи Ридли в фильме “Офелия”
«Экран и сцена»
№ 9 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email