Дом стоит, свет горит

• Кадр из фильма  “Штурм Белого дома”Роланд Эммерих славится как режиссер, склонный к масштабным красивым разрушениям. Его Годзилла тараном шла по Нью-Йорку, в “Дне независимости” смерчи сшибали знаменитую надпись “Hollywood”, в “2012” землетрясения крушили Землю – и среди знаковых артефактов гибла статуя Христа в Рио. “Штурм Белого дома”, новая картина великого разрушителя, также не обходится без символичных поломок – красиво взрывается вашингтонский Капитолий, на землю падает американский флаг.
Первый камень в основание Капитолия заложил Джордж Вашингтон, достраивал его Авраам Линкольн – именно на них отчаянно стремится быть похожим чернокожий президент Джеймс Сойер (Джейми Фокс), которого верноподданно обожают сотрудники его спецслужбы. Когда президент прибывает в Белый дом, лишь немного отклонившись от расписания, они смотрят друг на друга счастливыми глазами и спрашивают: “Правда же, у нас лучшая работа на свете?”, а по ночам отыскивают причины не уезжать домой поспать: “Кофеин и патриотизм!”
Со всей душевной силой, какая только может быть у одиннадцатилетней девочки, любит свою страну и президента и Эмили Кейл (Джоуи Кинг). Тем сильнее ее обида на папу Джона (Ченнинг Татум), забывшего о школьном утреннике, где дети демонстрировали свои таланты. Диалог воскресного папы с тоже обиженной мамой звучит так: “Она там поднимала флаг!” – “И это весь ее талант?” – “Она готовилась к этому шесть месяцев!”
Но в символическом смысле – а Эммерих любит символические смыслы – это действительно главный талант Эмили. Она окажется с папой в Белом доме как раз в этот момент, когда его захватят террористы, и поведет себя храбро, рискуя жизнью, выложит на Youtube ролик с их лицами, а то, что заплачет, попав в заложницы – так на то ей и одиннадцать лет. Ее папа в это время будет спасать президента, то пытаясь вывести его тоннелями (их когда-то построил Кеннеди, чтобы к нему тайно приходила Мэрилин Монро – правда, на самом деле тоннели не существуют, но Эммерих не смог противостоять сценаристу, очень гордившемуся своей идеей); то управляя бронированным лимузином, по которому террористы бабахают из гранатометов; то стреляя в упор в самих террористов, которые кричат по-русски: “Врешь, не возьмешь!” и “Выходи, крыса!”
Меж тем крысой было бы уместно назвать не самоотверженного Кейла, а двух президентских сотрудников, чью нелояльность можно угадать с первых кадров просто по неприятному выражению лица: сенатора (Ричард Дженкинс), пытающегося противостоять миролюбивым планам президента, и главу его секретной службы Уокера (Джон Вудс) – тот и вовсе предает Сойера. У героя Вудса есть человеческие причины так поступать, и благодаря этому он кажется едва ли не единственным существом в картине, лишенным патриотического угара. Но, дав понять, что сын Уокера погиб из-за президентского приказа, Эммерих тут же сообщает, что у главы секретной службы опухоль мозга, причем сразу обоих полушарий, и тут же все человеческое смещается в привычную режиссеру плоскость – если уж разрушать, то по-крупному. И к тому же тут трудно обойтись без метафоры: от такой работы мозги опухнут у любого, и крик “Мы не понимаем, что происходит!” довольно верно отражает состояние белодомовцев, пока по воле террористов на их глазах стремительно меняются президенты, отдавая противоречивые указания.
2012 год завершился, глобальной катастрофы не произошло, и Роланд Эммерих на этот раз отдает должное локальной, продолжая при этом нести в массы мысль, что большое, горячее сердце в любых обстоятельствах всегда будет важнее расчета и хитро-умия, и хорошие люди, понеся небольшие потери, в конце концов победят плохих. Банально, но у Эммериха это еще и красиво. И когда в финале Эмили виртуозно крутит американский флаг – не зря девчонка полгода тренировалась – еще раз понимаешь: да, это талант.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена» № 14 за 2013 год.