Следите за обновлениями

Сцена из спектакля “Жан Жан, или Не всем повезло родиться крутыми”. Фото с сайта театраВо время рождественских каникул в Брюсселе ежегодно проходит национальный фестиваль театра для детей и молодежи “Рождество в театре”. Это смотр лучших работ сезона из франкоязычной Бельгии. У фестиваля нет ни возрастных, ни жанровых ограничений: бэби-театр соседствует с молодежными драмами 15+, а кукольные представления чередуются с современным танцем, клоунадой и исповедальными моноспектаклями.

В этом году особый интерес представляли постановки для подростков. Среди устойчивых для этого жанра тем, таких как школьная травля (буллинг), бунт против заданных правил, поиск социальной и гендерной роли, первый секс, теперь неизменно возникает тема социальных сетей. Кто-то из персонажей ведет свой канал на Youtube, кто-то “зависает” в фейсбуке, другие предлагают зрителям прямо сейчас подписаться на их блог. В каждом случае виртуальной реальности отводится разная роль, но ясно одно – не учитывая ее, рассказать о своей жизни у юных героев сегодня не получится. Тем более что включение этого измерения открывает новые театральные возможности.

Фриско из одноименного спектакля компании “Айсберг”, в школе неразговорчивый и замкнутый, дома по вечерам мастерит всякую всячину из подручных материалов и ведет прямую трансляцию своих опытов в Youtube. И ничего, что дымопорождающее устройство действует неправильно, а картофелемет не срабатывает. Эти проколы – закон жанра, устоявшийся прием, лишь бы сам изобретатель не терялся и умел отшутиться, веселя своих подписчиков. “Следите за моими обновлениями!” – лихо завершает очередной сеанс этот сетевой Самоделкин. И ведь кто-то следит, кому-то в мире он оказывается нужен. Возможно, таким же социопатам с талантливыми инженерными мозгами, которым здорово достается в школе. Тайна этих трансляций, составляющих для Фриско смысл жизни, помогает ему терпеть издевательства трех подонков-одноклассников. В спектакле его увлечение и показано как тайна: мальчик копошится в полутемном углу перед веб-камерой, так что зрителю едва видны его действия, а слышно лишь, как смешно и косноязычно он их комментирует. Сеть – это укромное место, где ты можешь оставаться самим собой, вступая в контакт со всем миром. Самореализация в сети помогает Фриско сохранить достоинство, это убежище от разрушительной энергии бушующих гормонов, приводящей компанию его мучителей к преступ-лению.

Совсем иная роль отведена интернету в спектакле “Жан Жан, или Не всем повезло родиться крутыми” (12+) компании “Тру де вер”, поставленному по пьесе молодого драматурга Алекса Корниля. Он разыгрывается тремя актерами, исполняющими по несколько ролей, на пустом квадрате сцены, окруженной зрителями. Действие спектакля, острой психологической драмы из школьной жизни, построено на повторяющихся ситуациях с разными вариантами развития, а ритм ему задает ди-джей за пультом. Режиссер Валентен Демарсен наделяет его спокойной интонацией, в ключевых моментах взрывающейся выплеском чувств.

Столь же невыразительный, как его имя Жан Жан, то есть Ваня Иванов, шестнадцатилетний герой (Брис Мариоль) страдает от полного равнодушия окружающих. В школе его не замечают, несмотря на то, что каждую перемену он меняет одежду. В фейсбуке никто не отвечает на его запросы о дружбе. А дома день за днем одно и то же – унылое семейное благополучие.

Зато у “самого-крутого-чувака-в-классе” Артура (Венсан ван Лаетем) сотни друзей в офф-лайне и он-лайне, а девочки так и липнут. Целый день он работает на свой имидж – высокомерного, спокойного красавца, за внимание которого нужно бороться. И соцсеть – главный инструмент его трудов. Мы наблюдаем, как с помощью фейсбука, от поста к посту, Артур лепит свой образ, как сочиняет жизнь, постепенно переставая чувствовать дистанцию между реальностью и позой.

Но тема спектакля не сводится к критике соцсетей как источника фикций. Она гораздо шире: речь тут идет о жажде внимания любой ценой – через вздорную выходку, глумливые стихи, наивное позерство – о мучительной невозможности для подростков оставаться в тени. А также о том, как общество постепенно подминает и перемалывает неудобных людей, как стремится вернуть их в толпу законопослушных граждан или же выталкивает на обочину. В одной из сцен Жан Жан объявляет родителям, что уходит из дома. В поисках приключений, желая хоть как-то нарушить однообразие, он отправ-ляется жить… в сарай. Но сырой и холодный сарай тут же обрастает удобными вещами: обогреватель, холодильник, полки, завтрак в постель. Заботливые родители невольно обесценивают этот мини-бунт.

Третий персонаж – сварливая толстуха Клер, “самая-вредная-девка-в-классе”, но в то же время и самая справедливая (Мари-Шарлот Сьокос). Она сочиняет злые стихи про одноклассников, обличает время, нравы и общество потребления. Сегодняшнему “рассерженному” для выяснения отношений с миром как нельзя лучше подходит рэп. Клер пишет яростные и непристойные речитативы (сильные тексты Алекса Корниля), они выполняют в спектакле функцию брехтовских зонгов – останавливают и комментируют действие. Надо было видеть, как реагировали на жесткий рэп подростки в зрительном зале: они просто не верили своим ушам, никак не ожидали, что такое можно услышать в театре, куда их привели родители. Заступив на территорию чужого жанра, театр здесь явно сыграл на опережение, показал, что способен изумить и смутить. А значит, заставить думать.Сцена из спектакля “Каждый в своем ритме”. Фото с сайта театра

В финале Клер и Артур, “самая вредная” и “самый крутой”, отказываются играть дальше эти роли. Возврат к норме – это взросление или проигрыш? Жан, напротив, обретает скандальную популярность. Это триумф тщеславия или проявление внутренней свободы? Ответа нет. “Жан Жан” с его открытым финалом показался самым злободневным спектаклем фестиваля.

А вот в самом остроумном спектакле брюссельского смотра внешние признаки времени оказались совершенно не важны, но это совсем не означает, что тема неактуальна. “Каждый в своем ритме” (12+) компании “Проект Криотопсия” – это лекция по сексуальному воспитанию, жанр ее близок клоунаде. Автор текста и режиссер Александр Друэ придумал отличный ход: обо всех физиологических, эмоциональных и этических аспектах дела здесь говорят не впрямую, а прибегая к метафоре. Пара молодых лекторов (актеры Сандрин Десме и Натан Фурке) устраивают презентацию нового аппарата со сложным названием и богатыми техническими возможностями. На вид это старенький велотренажер, соединенный трубкой с педалями для ходьбы на месте. Привести этот механизм в движение можно лишь совместными усилиями “циклиста” и “педальщицы”. В лекции подчеркивается, что каждый аппарат – вещь строго индивидуальная, заниматься на нем можно в самых разнообразных позициях, но лишь по взаимному согласию, а главное не забывать о защите (тут “циклист” надевает шлем). Если вначале по неопытности сеансы длятся недолго, то впоследствии время использования аппарата мо-жет увеличиваться. Ответы на вопросы в конце презентации.

Не говоря ни слова о сексе, используя лишь смешной технический новояз и спортивные движения, обаятельные лекторы демонстрируют все, что подросткам необходимо знать “про это”. Метафоры вполне прозрачны, а стыдливость ничуть не задета. Сама абсурдность языка описания вызывает здоровый смех и большую степень отстранения от предмета. А между тем, в шутливой и завуалированной форме здесь даны важные советы: никогда не стремиться выглядеть и вести себя, как статисты порно (да, подростки это смотрят и пытаются подражать), не стоит в минуты близости делать сэлфи (да, они их делают), нужно быть предельно внимательным к желаниям другого, ну и, наконец, гомосексуалы равноправны с гетеро. Такой спектакль очень полезен, но на нашей сцене, честно говоря, его сложно себе представить. А в Бельгии на него водят школьников.

Детский и молодежный театр – такое же зеркало общества, как и взрослый. И западный мир, отраженный в нем, далеко не идеален. Он намного раскрепощенней и честней нашего в разговоре о теле, но вместе с тем очевидно, что взрослеющие дети остро чувствуют ограничения, регламентирующие их поведение, ощущают опасность променять риск и поиск на компромисс и спокойный комфорт. Замечательно, что театр так чуток к их проблемам и так стремится к диалогу: собирая ли материал для новой постановки или предлагая обсуждение после спектакля, актеры постоянно находятся в контакте с публикой и способны изобретать все новые и новые формы такого общения.

Мария ЗЕРЧАНИНОВА
  • Сцены из спектаклей “Жан Жан, или Не всем повезло родиться крутыми”
  • и “Каждый в своем ритме”

Фото с сайтов театров

«Экран и сцена»
№ 2 за 2018 год.