Любовь сильнее страха

Сцена из спектакля “Мастер и Маргарита”. Фото Д.ПИЧУГИНОЙПетр Наумович Фоменко всегда подчеркивал, что у него театр при мастерской, а не наоборот – настолько важной режиссер считал идею студийности, когда театр остается школой и местом постоянного сотворчества и за порогом театрального вуза. Так полагал не один Фоменко: в декабре в Санкт-Петербурге прошел первый фестиваль “Школа. Студия. Мастерская”, собравший театры, родившиеся преимущественно из актерских курсов. Его инициатором стал питерский театр “Мастерская” под руководством Григория Козлова. Фестиваль оказался приурочен к творческому юбилею мастерской Козлова: два десятка лет назад Григорий Михайлович начал обу-чать своих первых учеников-режиссеров. В этом году мастер выпускает в РГИСИ уже пятый по счету курс, актеров и режиссеров.

Именно их премьерный спектакль “Мастер и Маргарита” по М.Булгакову “Мастерская” представила на фестивале. Григорий Козлов не впервые берется за театральные эпосы – на преды-дущих курсах он выпустил многочасовые постановки “Идиот” и “Братья Карамазовы” по романам Ф.Достоевского, “Тихий Дон” по М.Шолохову. В своей новой работе, идущей два вечера подряд, режиссер не только бережно сохранил все основные сюжетные линии, но и логично объединил их со сценами из жизни самого Михаила Булгакова. Удушающая атмосфера советского времени, где художник был несвободен и зависим от оценок людей бездарных и посредственных, где процветали ложь и доносительство, рифмуется как с событиями романа и судьбой писателя, так и с современной действительностью. Григорий Козлов приступил к репетициям задолго до “театрального дела Седьмой студии”, но жизнь вновь обогнала художественный вымысел. И все же главная идея его постановки оптимистична: каковы бы ни были давление власти и страх перед ней, любовь сильнее. Всегда.

Эта тема созвучна и спектаклю Льва Додина “Страх Любовь Отчаяние” по произведениям Б.Брехта “Страх и отчаяние в Третьей империи” и “Разговоры беженцев”. Режиссер поместил действие в немецкую пивную, все диалоги героев брехтовских пьес происходят за уличными столиками. Их беседы не внушают оптимизма – судья поставлен перед необходимостью вынести бесчестный вердикт, школьный учитель с ужасом осознает, что был чересчур откровенен в присутствии сына, члена гитлерюгенда. Очередная тьма, коричневая, накрыла этот город, ненавидимый новым властителем и его прислужниками, и кажется, уберечься от нее невозможно. Но как бы ни были сильны страх и отчаяние людей перед лицом кровожадной системы, Додин неслучайно расположил в заглавии между двумя словами третье – любовь. Как соломинка, как единственная надежда на спасение в мире всепоглощающего мрака.

Санкт-Петербург на фестивале “Школа. Студия. Мастерская” был представлен особенно широко – в программу вошли не только такие знаменитые театры, как МДТ, “Небольшой драматический театр”, Большой театр кукол и другие, но и совсем молодые студии, существующие первые сезоны – и уже, тем не менее, успевшие вызвать интерес своими поисками. Актеров “Городского театра” на закрытии фестиваля в шутку назвали “внуками” Григория Козлова: театр, родившийся в 2016 году из курса Сергея Черкасского, возглавила ученица Козлова режиссер Наталия Лапина. В ее постановке “Вахтангов_Чехов.docx” актеры восстанавливают историю создания Первой студии МХТ и дружбы Евгения Вахтангова и Михаила Чехова. Спектакль основан на письмах и воспоминаниях, но выглядит не серьезным документальным исследованием, а игрой с фактами и документами. В итоге в этом непринужденном погружении в опыт предшественников отдаленная эпоха предстает не мифом, а действительностью. А ее герои – не легендами театра, а живыми людьми, молодыми, увлеченными, чьи сомнения и мучительные поиски по-прежнему созвучны новым поколениям актеров и режиссеров.

“Социально-Художественный театр” под руководством Ларисы Грачевой показал на фестивале спектакль “Zло” по повести шведского писателя Яна Гийу. Общественные проблемы и их осмысление интересны этому молодому театру особенно, что декларируется в его названии. Главный герой постановки Ларисы Грачевой, Эрик в исполнении Сергея Липовского, сначала сеет насилие, а потом испытывает его на себе, сражаясь со школьной бандой. В спектакле много подробных натуралистичных сцен, режиссер препарирует природу зла беспощадно – подростковая агрессия демонстрируется без малейших прикрас, что особенно ценно по контрасту с российской телепродукцией, где зло давно уже изрядно романтизировано и выглядит едва ли не обыденностью.

В афишу фестиваля также вошли театры из Москвы, Воронежа, Минусинска и даже из Малайзии. Идея смотра, по словам его художественного руководителя Григория Козлова, – собрать вместе не только актерские курсы, ставшие театрами, но и те театры, в которых сохраняется принцип студийности. Минусинскому драмтеатру 135 лет, это один из старейших театров Сибири. Минусинск издавна был местом политической ссыл-ки, сюда отправляли на поселение людей образованных – декабристов, народовольцев, интеллигенцию. Театр появился благодаря энтузиазму местного любительского театрального общества. Нынешний худрук Алексей Песегов с юношеских лет прошел здесь через множество театральных профессий, прежде чем начал ставить спектакли. Именно они определяют лицо труппы последние два десятилетия. Его “Колыбельная для Софьи” по повести Е.Замятина “Наводнение”, показанная минусинцами в Петербурге, заслуженно отмечена призами многих фестивалей.Сцена из спектакля “Проклятый Север”. Фото автора

Режиссер Михаил Бычков в 1993 году создал в Воронеже Камерный театр, уже давно входящий в число наиболее заметных театров России. В “Грозе” А.Островского, как и в другой своей недавней постановке – “Дяде Ване” А.Чехова, Бычков опрокидывает классический сюжет во времена советского застоя. Но исследует тем самым не недавнее прошлое страны, а его опасную близость к настоящему.

Из Москвы на фестиваль приехали два театра, Мастерские Дмитрия Брусникина и Петра Фоменко. Младшие “брусникинцы”, обучающиеся сейчас на третьем курсе Школы-студии МХАТ, продемонстрировали сразу два проекта. “Транссиб” родился в пути из Москвы во Владивосток. Студенты совершили это путешествие на поезде два года назад, в поездке общались с множеством разных людей, а после представили свои наблюдения в виде этюдов. Самые яркие из них вошли в спектакль. “Кульминация” – презентация нескольких пьес молодых авторов. Дмитрий Брусникин не скрывает своего интереса к современной драматургии, этот просветительский проект – еще и попытка привлечь внимание к новым именам. Кстати, небезуспешная: по словам Брусникина, на одном из показов побывали кинопродюсеры и предложили авторам написать сценарии по двум пьесам.

Когда фестиваль еще только задумывался, Козлов хотел посвятить его Петру Наумовичу Фоменко – режиссеру, чья эстетическая направленность Григорию Михайловичу особенно близка. Но постеснялся – учеником Фоменко он не был и счел эту идею нескромной. И все же символично, что “Школа. Студия. Мастерская” стартовала именно в год 85-летия со дня рождения Петра Фоменко – человека, сумевшего в начале 90-х создать из актерского курса театр, ставший одним из самых заметных театральных явлений в России. “Мастерскую П.Н.Фоменко” на фестивале представляли стажеры, спектакль “Проклятый Север” по рассказам Ю.Казакова – режиссерский дебют Полины Айрапетовой. Молодые артисты пришли в театр уже после кончины его основателя, но за два сезона успели впитать многое. И фирменную “фоменковскую” интонацию – с ее свободной игрой со словом и ритмом, с музыкальной перекличкой фраз. И ансамблевость этого театра, которая присутствует во всех лучших его постановках. Она успешно воплотилась в работе дебютантов, уверенно исполняющих здесь сразу по несколько ролей. Линии персонажей рассказов Казакова в спектакле переплетаются, но в каждом из эпизодов главенствует одна тема – любовь. Актеры ничего не изображают – они искренне и убедительно проживают судьбы своих героев.

Театр-школа – не единственный успешно зарекомендовавший себя тип театра. Но в России он уже не одно десятилетие остается особенно востребованным. Григорий Козлов надеется, что новый фестиваль станет ежегодным и в гости к его “Мастерской” приедут еще многие близкие по убеждениям театры.

Елена КОНОВАЛОВА
  • Сцена из спектакля “Мастер и Маргарита”

Фото Д.ПИЧУГИНОЙ

  • Сцена из спектакля “Проклятый Север”

Фото автора

«Экран и сцена»
№ 2 за 2018 год.