Сочельник с привидениями

Фото предоставлено театром “ТВО9”Уильям Теккерей считал “Рождественскую песнь в прозе” Чарльза Диккенса “личным подарком каждому читателю”. Ценность подарка в наши дни возрастает: классик по-прежнему способен увлечь и утешить, дать надежду на то, что любовь к ближнему и самосовершенствование – путь к спасению.

Название спектакля “Таинственная история с привидениями”, нашедшего приют в уютном подвале творческого центра “Среда” на Цветном – вовсе не своеволие режиссера Полины Стружковой. Ведь в оригинале автор именует свое детище “A Christmas Carol in prose, being a Ghost story of Christmas”. Наши переводчики не могли пережить двойное Рождество в заглавии, сделав вторую его часть подзаголовком. Полина Стружкова лишь заменила прилагательное “святочная” на “таинственная”, справедливо считая, что оно будет понятнее юной публике.

Усадив детей на подушки по обеим сторонам просцениума (так, чтобы родители очутились за спинами своих чад), режиссер отдает бразды правления чудесной актрисе театра “Творческое Объединение 9” Елене Дементьевой. Ей предстоит прочитать сказку и, чутко следя за реакцией аудитории, направлять внимание, утихомиривать шалунов, поощрять пытливых зрителей. Задача, прямо скажем, не из легких.

Верным помощником рассказчицы становится музыкант Вячеслав Жуков с целым арсеналом ударных инструментов. Именно он отвечает за создание таинственной звуковой партитуры, завораживающей шорохами и скрежетом, звоном колокольчиков и “пением” огромного бокала, мелодичной игрой на ксилофоне, вибрирующими завываниями флексатона.

В темноте актриса зажжет свечу и начнет повествование. Сказка не только сказывается, но и показывается. Нахлобучив на голову колпак и насупив брови, Елена Дементьева превратится в старого скрягу Скруджа, говорящего скрипучим голосом. Однако перевоплощение во всех персонажей повести вовсе не входит в обязанности рассказчицы. Смысл спектакля в том, чтобы пробудить воображение зрителей, заставить их поверить в невероятные перипетии сюжета, в появление духов-призраков.

Дети, – считал Януш Корчак – похожи на иностранцев. У них небольшой словарный запас. Полине Стружковой эта мысль близка. Вот почему текст Диккенса сопровождается комментарием. Непонятные слова материализуются. В руках актрисы появится ветка остролиста – атрибут Рождества, старинный колпачок-гасилка, которым Скрудж тщетно пытается потушить свет, струящийся над головой Духа Прошлого. Коробочка с ароматными сушеными травками поможет маленькому зрителю почувствовать “запах детства”. Ветхая книжка без обложки также родом из тех незапамятных времен, когда Скрудж был мальчиком: ее можно потрогать, перелистать.

Сегодня, когда ребенок окружен мелькающим, разноцветным видеорядом (все-таки лучший способ дать себе передышку – усадить отпрыска перед телевизором или гаджетом и включить мультфильм), бумажные носители стремительно теряют свою значимость. Именно поэтому самый главный предмет в руках рассказчицы – большая книга. У зрителей есть возможность рассмотреть старые черно-белые иллюстрации. Эта книга волшебная: картинки в ней растут в размерах. Одна из них превращается в скатерть-само-бранку, и зритель оказывается за праздничным столом. В кульминационный момент в раскрытой книге возникнет объемная панорама городской площади: домики с заснеженными крышами, спешащие по своим делам прохожие.

“Рождественская песнь в прозе” разделена автором на строфы. В спектакле очень точно определены антракты между каждым новым поворотом сюжета. Первый – игровой. Детям предложено изобразить привидение. Что может быть увлекательнее! Второй антракт, когда зрители захвачены повествованием – краткий перерыв, в котором можно перекусить печеньем.

Разумеется, текст Диккенса сокращен, но главное в нем – преображение героя благодаря Духам Рождества – остается неизменным. Дети жалеют дядюшку Скруджа, осознавшего свое одиночество, и радуются вместе с ним, когда бывший сквалыга встает на путь исправления и начинает помогать обездоленным.

Творческий центр “Среда” (им руководит директор Татьяна Лукьянова) собирает камерные постановки коллективов, объединенных общими устремлениями. Их режиссеры и актеры с увлечением и любовью создают спектакли для детей. Закономерен интерес родителей к теплым и умным зрелищам. Билеты на “Домашнюю елку” Полины Стружковой (проект “Бродячий театр”) раскуплены в самом начале декабря. Впереди премьера театра “Таратумб” “Как найти Вифлеем” по забытому рассказу В.Я.Брюсова “Дитя и безумец”. Спешите видеть!

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
Фото предоставлено театром “ТВО9”
«Экран и сцена»
№ 24 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email