Многоцветье жанров

Кадр из фильма “Смерть Сталина”В свое время кинофестиваль в Турине, который долгие годы возглавлял Альберто Барбера (ныне – директор Венецианского фестиваля), начинался как рабочий смотр молодого кино. В этом году он прошел в 35-й раз по обновленной формуле. За последние годы фестиваль превратился в профессиональную лабораторию кинематографического искусства, которое рассматривается в широком диапазоне – от классики до новейших трендов, от мастер-классов ветеранов профессии до экспериментов новичков.

Из классиков здесь ждали Клода Ланцмана с потрясающим документальным фильмом “Напалм” и Брайана де Пальму с ретроспективой. Но не дождались из-за форсмажорных обстоятельств. Впрочем, и фильм, и ретроспектива прошли при аншлагах.

Тема еще одной туринской ретроспективы обозначена довольно неожиданно – “Не страшный кот”. Да, да, в ней собраны фильмы, в которых фигурируют коты и кошки – впрочем, иногда довольно страшные и опасные. Например, в фильме “Колокол, книга и свеча” Ричарда Куайна сиамский кот ассистирует своей хозяйке-ведьме. Именно из этой картины взят кадр для официальной афиши фестиваля, на которой лицо актрисы Ким Новак (звезды Хичкока) наполовину перекрывает кошачья морда.

А в фильме “Черный кот” Лучио Фульчи по мотивам рассказа Эдгара По желтоглазый кот, поначалу науськиваемый своим хозяином, осатаневшим профессором, входит во вкус и сам становится изощренным преступником.

Как почти на каждом Туринском фестивале, в этом году ему сопутствовала выставка в Музее кино. Этот музей, лучший из всех, что мне доводилось видеть, – настоящее чудо света. Поражает само помещение, в котором он разместился, – Моле Антонеллиана, самое высокое кирпичное здание Европы, построенное некогда как синагога, но ставшее храмом кино и сохранившее черты мистической ритуальности.

Поднявшись на высоту купола, со смотровой площадки можно обозреть весь Турин и окрестности. Внутри, на нижнем этаже, вас встречают экзотические аппараты, предшествовавшие кинопроектору: чего только человечество не выдумывало, двигаясь в сторону кино! Рядом можно устроиться на одной из лежанок в огромном холле и смотреть на двух больших экранах монтажные склейки на тему “Танец в кино”. Де Сантис, Феллини, Висконти, Бертолуччи, Пазолини – у них еще и все танцуют! Наконец, перед вами сменная выставка, размещенная по спирали, возносящейся от основания Моле к куполу.

Сейчас это ни что иное, как “Bestiale! Звезды-животные” – уникальная экспозиция рассказывает об огромной и часто недооцененной роли, которую сыграли в истории кинематографа представители животного мира. Некоторые из них стали знаменитыми – как боевой пес Рин Тин Тин, рожденный на полях сражений Первой мировой и в начале 1920-х спасший от банкротства компанию “Warner Brothers”.

Или заставлявшая зрителей рыдать от восхищения своей преданностью Лесси (на самом деле эту роль играло несколько поколений колли), или очаровательный джек-рассел-терьер Угги из фильма Мишеля Хазанавичуса “Артист”. Эти знаменитые собаки выступали в радио- и телешоу, награждались призами Palm Dog на Каннском фестивале или специальными собачьими “Оскарами”.

Но помимо собак, в историю кино вошли кот Рубарб, шимпанзе Чита, горилла Макс, ослик Бальтазар, многочисленные лошади, а также безымянные акулы, птицы и даже мухи, ставшие героями классических фильмов. Во многих из них животные принимают антропоморфный облик, люди же, наоборот, готовы преобразиться в своих братьев меньших, и этот “обмен” позволяет ярче проявить социальные роли, пороки общества и скрытые человеческие желания.

В конкурсной программе фестиваля наибольшее впечатление произвела картина “Смерть Сталина” известного британского комедиографа Армандо Ианнуччи. Фильм начинается с экстренного звонка Сталина, который требует прислать ему запись только что прошедшего концерта и тем самым ввергает в панику все свое окружение. Внезапно тиран отдает концы – и среди растерянных приближенных начинается отчаянная борьба за кресло преемника. Это настоящий парад гротескных актерских работ: Джеффри Тэмбор (придурковатый Маленков), Саймон Рассел (злодей и волокита Берия), Стив Бушеми (симпатичный интриган Хрущев), Джейсон Айзекс (сияющий орденами маршал Жуков) и Руперт Френд (отвязный буян Василий Сталин).

Самое удивительное, что эта сатирическая комедия не превращается в капустник и умело балансирует между убийственной сатирой и ощущением трагизма, хоть и спрятанным за кадром, но безошибочно угадываемым. В январе с этой картиной, не теряющей актуальности в сегодняшней России, смогут познакомиться и наши зрители.

Новых российских фильмов в Турине было показано всего два – “Теснота” Кантемира Балагова во внеконкурсной программе Festa Mobile и “Хроники смутного времени” Владимира Эйснера в документальной секции. К сожалению, они несколько затерялись в фестивальном потоке. А вот “Смерть Сталина” удостоена приза международной критики – ФИПРЕССИ.

Главную же награду фестиваля жюри под председательством чилийского режиссера Пабло Ларраина присудило израильскому фильму “Не забудь меня” режиссера Рама Нехари. Это тонкая, нежная история сближения проблемных парня и девушки. Она страдает анорексией. Он играет на трубе и пытается найти свое место в мире. В фильме много юмора, но за ним ощутима горечь авторов, переживающих болезни и фобии не только своих героев, но и страны в целом. Горькая комедия или смешливая драма – где-то между этими определениями располагается жанр картины.

Среди других конкурсных картин прозвучала награжденная вторым призом португальская “Фабрика ничего” Педро Пиньо. Рабочие разоблачают администрацию фабрики, которая, предчувствуя, что не выживет в условиях усугубляющегося кризиса, крадет оборудование и сырье. Рабочие оккупируют предприятие и берут его будущее в свои руки. Фильм идет три часа, и за это время социальная драма с элементами документализма успевает взять крен в сторону музыкальной комедии.

Пожалуй, жанровое многоцветье, иногда на грани эклектики – самая характерная черта нового кино, и Туринский фестиваль отразил ее чрезвычайно рельефно.

Елена ПЛАХОВА
  • Кадр из фильма “Смерть Сталина”
«Экран и сцена»
№ 24 за 2017 год.