Дэвид Линч стал актером

Александр Пейн (справа) с греческим экскурсоводом. Путешествие по еврейским кварталам. Фото автораНа 58-м Международном кинофестивале в греческих Салониках награду за лучшую женскую роль получила российская дебютантка Дарья Жовнер, сыгравшая в дебютной картине “Теснота” Кантемира Балагова. Сам фильм награжден “Призом человеческих ценностей” от телеканала парламента Греции.

Президентом жюри нынешнего фестиваля стала палестинский режиссер, продюсер и актриса Аннамари Ясир, снявшая “Рандеву”, “Соль этого моря”, “Когда я тебя увидел”. Она – постоянная участница главных европейских киносмотров, продюсирует независимое кино в своем регионе. Состав жюри оказался весьма интересным. В него вошел иранский актер Пэйман Маади, родившийся в США и получивший в 2011 году за роль в фильме “Развод Надера и Симин” Асгара Фархади “Серебряного медведя” Берлинале.

В судейской коллегии также были представлены арт-директор кинофестиваля в Карловых Варах Карел Оч и Бруно Тариер, удостоенный в 2010 году премии “Сезар” за лучший звук в фильме “Концерт” Раду Михайляну, где снимались российские актеры во главе с Алексеем Гуськовым. Он также работал на картине “Жанна Д`Арк” Люка Бессона, сотрудничал с Асгаром Фархади и другими известными режиссерами. И, наконец, в жюри работала ведущая театральная актриса Греции, танцовщица Мария Нафплиоту. Она много снимается в греческом кино, работала с российским режиссером Ильей Хржановским в картине “Дау” о советском физике Льве Ландау, которую Хржановский много лет не мог закончить. Картину до сих пор почти никто не видел, хотя она, как говорят, давно готова.

Главную награду “Золотой Александр Тео Ангелопулоса” и прилагающиеся к ней 8 тысяч евро жюри отдало шведскому фильму “Вороны” Йенса Ассура. А сыгравший в нем актер Peine Rrynolfsson отмечен за лучшую мужскую роль. “Серебряный Александр” достался иранской картине “Ни даты, ни подписи” Вахида Джалильванда о человеке, определяющем причины внезапных смертей. “Бронзовый Александр” за лучшую режиссуру получил Hlynur Palmasan (“Зимние братья”, Дания/Исландия). Жюри также отметило звуковое решение этого фильма. У него и визуальное решение очень эффектное. “Зимние братья” – о простых людях, живущих в маленьком датском городке и выполняющих непосильную физическую работу. Это неординарная картина, со своей странной и кого-то раздражающей поэтикой, но в любом случае – настоящее искусство, от которого кинематографическая среда постепенно отходит.

91-летний американский актер Гарри Дин Стэнтон получил всего лишь упоминание жюри. А роль у него роскошная. В картине “Лаки” режиссера-дебютанта и актера Джона Кэррола Линча он сыграл старика из Техаса, стопроцентного ковбоя, одиноко доживающего свой век. Режиссер фильма – однофамилец великого Дэвида Линча, и воспользовался он этим обстоятельством сполна, лихо разыграл выпавшую ему карту. Что касается Стэнтона, то у него славная фильмография, в которой представлены “Крестный отец 2”, “Последнее искушение Христа”, “Париж, Техас”, а также “Твин Пикс” Дэвида Линча. В “Лаки” у него с Линчем три-четыре общие сцены. Их персонажи встречаются в баре, где все свои. Персонаж Дэвида Линча периодически поднимает стакан томатного сока за американского президента Франклина Рузвельта. Это очень смешно. Но рядом со Стэнтоном, который органичен как собака или ребенок, трудно быть актером. И тут Линч равную партию составить не смог. Но само его явление народу в данном контексте – великолепный ход, и режиссер заработал свою пятерку. Сам он дебютировал поздно, в 54 года, а до этого снимался в кино – в небольшой роли у братьев Коэн в “Фарго”, в “Зодиаке” Финчера, работал в сериалах.

В Салониках широко было представлено греческое кино, теперь уже образующее самостоятельный фестиваль в фестивале. Многие фильмы созданы в копродукции с самыми неожиданными странами, вплоть до Албании. Один из них – дебютный “Рассвет” албанского режиссера Джентиана Коси, прежде снимавшего документальное кино. “Рассвет” снят в Албании и рассказывает о матери-одиночке, вынужденной, не имея дохода и жилья, работать сиделкой у пожилой дамы, чья дочь переехала во Францию. А потом наступают еще более страшные для героини дни. Погибнет в автокатастрофе нанявшая ее женщина, платить за работу больше некому. А тут еще вечно подглядывающий почтальон, раз в месяц претендующий на роль любовника. Интрижка интрижкой, но работу свою он знает и исправно докладывает кому надо о том, что происходит в квартире его временной пассии. И не он один тут соглядатай. Так что и без того хрупкая и трудная жизнь героини будет окончательно разрушена. Главную роль сыграла прекрасная актриса Орнела Капитани. Фильм выдвинут Албанией на соискание премии “Оскар” и составит конкуренцию “Нелюбви” Андрея Звягинцева. Картина “Рассвет” тоже о фатальной нелюбви.

Фильм греческого режиссера Габриэла Цафки, название которого можно перевести как “Шип”, “Заноза”, снят совместно с Данией. Там начинающий режиссер, родившийся в Греции, учился профессии. Ничего греческого в его картине днем с огнем не найдешь. Молодой режиссер снимал в лесах Дании и рассказал о молодоженах, оказавшихся наедине с природой и собственными чувствами. Якоб и Лиза покидают гостей, пришедших на их свадьбу, и попадают в сказочный мир, где могут обитать разве что звери да фольклорные существа. В какой-то момент влюбленные перестают понимать и чувствовать друг друга. Лиза окажется просто лесной Мавкой. Но все здесь слишком надуманно и нарочито.

Фестивальный центр располагается в бывших рыбных складах в городском порту. В этом году там было особенно много посетителей, поскольку именно в дни фестиваля был пришвартован греческий крейсер “Георгиос Авероф” 1911 года. Во время Первой Балканской войны он был флагманом греческой эскадры и перекрыл путь наступавшему турецкому флоту. Крейсер участвовал в боевых операциях в годы Первой и Второй мировых войн, а в 1944 году, когда были освобождены Афины, на нем вывезли из изгнания греческое правительство. Теперь корабль-музей прибыл в Салоники на временную стоянку. Его целыми днями штурмовали взрослые и дети.

В одном из бывших складских помещений прошла выставка “Корни”. Молодые греческие художники продемонстрировали свое весьма причудливое видение четырнадцати конкурсных картин. В пространстве, напоминающем производственную постройку, установили дисплеи, и шла трансляция фрагментов фильмов. Дополняли их инсталляции из тонких металлических труб, причудливо согнутых в человеческие тела, а также фольга, напоминавшая настенный ковер или серебристую горку (у кого какое воображение), какие-то мочалки из лыка. “Тесноту” Кантемира Балагова преподнесли в виде геометрического многогранника-рамы из натянутой эластичной ленты и деревянного помоста. Казалось, что ничего общего с фильмом эта композиция не имела, но в любом случае, пробуждала зрительский интерес. Посыл ее автора такой – каждый имеет право на свободу выбора.

Была в конкурсе еще одна картина, “Сын Софии” Элины Псикоу, связанная с Россией. Хотя в копродукции участвовали только Греция, Франция и Болгария. Никакого российского присутствия в ней нет, кроме присутствия на экране 11-летнего русского мальчика Миши, покинувшего по сюжету в 2004 году родину и вместе с мамой переехавшего в Афины. Греческая столица охвачена предолимпийской лихорадкой. И там ни о чем не подозревающего мальчика ждет новый отец. Эта встреча не будет простой для ребенка, как и сам переезд в новую страну. На перекладине в центре зала художники развесили клочья волос, эффектно смотревшиеся на фоне желтой стены. Таким им видится “Сын Софии”.

В конкурсе участвовала немецкая картина “Сад” Сони Марии Кронер, тоже связанная с темой детства, его подзабытым вкусом. Кронер родилась в Мюнхене в 1979 году, и это важно для данного фильма, события которого происходят в Германии 70-х. Молодой режиссер не застала это время в осмысленном возрасте. Взрослые дети с семьями и детьми приезжают в деревенский дом к матери. Идет обычная дачная жизнь – размеренная, немного скучная, со своими незначительными событиями. Но все будет разрушено в один миг, когда произойдет трагедия с одной из девочек, и предшествующие события покажутся такими незначительными и ничтожными. На экране воссозданы приметы ушедшего времени, в котором чувствуешь себя примерно так, как в музее истории ГДР в Берлине. Словно в компании призраков прошлого, к которым возвращаться совсем не хочется.

Среди гостей фестиваля – режиссер Александра Пейн, представлявший свой фильм “Короче” с Мэттом Дэймоном в главной роли. Его герой добровольно превратится в крошечного человечка, чей рост едва достигнет 20 сантиметров. Делается это для того, чтобы минимизировать семейные расходы. Только вот благоверная струсит в последний момент и откажется от операции по уменьшению роста вслед за своим горячо любимым супругом. “Короче” в сентябре открывал Венецианский кинофестиваль и скоро выйдет в российский прокат. Для Пейна это был желанный и трудный проект, под который он искал деньги в течение нескольких лет. В Салоники он прибыл на краткий срок, но не упустил возможности посетить пешую трехчасовую экскурсию по еврейским кварталам, посетил памятник жертвам Холокоста. Оказалось, что истреблено было 50 тысяч евреев из этого города.

Пейна интересовало все, что связано с его народом. Он снимал на телефон памятные места, с особым интересом остановился у антикварной лавки, где выставили портрет Ленина, а рядом стоял старинный киноаппарат, который и привлек внимание Пейна. Режиссер поразил своей интеллигентностью и простой. Расставаясь, он пожал руки участникам экскурсии.

Среди почетных гостей фестиваля был и шведский кинорежиссер Рубен Эст-лунд. В этом году он получил “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля за фильм “Квадрат”, связанный с жизнью тех, кто занимается современным актуальным искусством. В Салониках организовали ретроспективу Эстлунда, включили в нее даже самые первые его опусы – документальные и короткометражные. Надо сказать, весьма скромные по замыслу и воплощению, но все они про самых близких людей режиссера – оболтусах-друзьях из далекой молодости, о родителях, живущих несуетной и почти деревенской жизнью. Организаторы выбрали в качестве знаковых фигур фестиваля тех, кто сегодня на пике интереса. Помимо Эстлунда, это и Ильдико Эньеди – венгерский режиссер, которая несколько лет вообще не снимала. Зато вышедший после затянувшегося молчания фильм “О теле и душе” принес ей в феврале 2017-го “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля. В ретроспективе был представлен и “Мой XX век”, где снимался Олег Янковский, очень гордившийся участием в этой картине.

Фестивали стараются выходить за привычные рамки. В Токио устроили грандиозный концерт в честь Годзиллы. В Салониках – концерт “Кино Парадиз”, где прозвучала музыка Нино Роты и Эннио Морриконе, а также “Сладкая сюита” одного из современных греческих композиторов. Такого рода мероприятия разбавляют привычное течение кинофестиваля, придают ему своеобразие. И публика охотно идет на них. В фойе концертного зала, где проходил концерт, представлены были фотоработы греческих художников 60-х годов прошлого столетия. Сделаны черно-белые снимки в Москве и Ленинграде, где было еще так мало машин, где были совсем другие лица у взрослых и детей.

В Салоники, как рабочие на буровую, целыми вахтами летят теперь наши священнослужители, а также в большом количестве молодые мужчины. Никогда поодиночке, только компаниями. Уже на борту самолета они начинают просить благословения у того, кто в рясе, неважно, что это дьяк. Они летят на священную гору Афон, в монастырь, где налажен паломнический и туристический бизнес. Обратно служители церкви возвращаются с многочисленными коробками, иконами. Все это кажется таким далеким от жизни в Салониках, где не прекращаются демонстрации на центральных улицах города. Люди самого разного возраста и достатка выходят с транспарантами и плакатами с требованиями повысить зарплаты и пенсии, снизить налоги и цены. Последние растут буквально на глазах. Если еще год назад кофе, который здесь пьют на каждом углу, стоил один евро, то теперь меньше, чем на три, рассчитывать не приходится. Кафе стали не такими шумными. Кажется, что и в кинотеатрах людей поубавилось. Хотя публика здесь активная, проявляет интерес к самым разным картинам и, безусловно, тем, что сняты на родине. Но давно замечено, что в социально сложные моменты жизнь улиц становится гораздо интереснее любого кино.

Светлана ХОХРЯКОВА

  • Александр Пейн (справа) с греческим экскурсоводом.

Путешествие по еврейским кварталам

Фото автора

«Экран и сцена»
№ 23 за 2017 год.