Пора «Листопада»

Кадр из фильма “Кроткая”3-10 ноября. Минск. 24-й Международный кинофестиваль “Лiстапад”

“Истина, любовь и красота” – слоган нынешнего минского киносмотра. Потому что это “триединство неразрывно связано с природой кинематографа, – поясняет программный директор “Лiстапада”, кинокритик Игорь Сукманов. – Как говорил режиссер Жан-Люк Годар, “кино существует именно для того, чтобы дать возможность видеть”. Видеть истину, поскольку изображение само по себе всегда правдиво. Видеть красоту мира, которая может скрываться в грубой реальности и раскрываться в искусных мизансценах, палитре звуков, актерской киногении. И, конечно, видеть любовь – двигатель всякого сюжета; чувство, которое способно изменить человеческую вселенную и без которого немыслимо большое искусство. Мы хотели бы, чтобы зрители были настроены на встречу именно с такими фильмами – искренними, горячими и зачаровывающими”.

Похоже, в фестивальной коллекции найдется и то, и другое, и третье. И все вместе. Шесть конкурсных программ, две – внеконкурсные. Кино игровое, документальное, анимационное, кино для детей и юношества, работы студентов и выпускников киношкол. Белорусская панорама. А еще – международный конкурс игрового кино “Молодость на марше”, в котором участвуют картины из Албании, не самой, между прочим, кинематографической страны, Дании, Беларуси, Туниса, Португалии, Румынии, Болгарии. От России здесь – “Теснота” Кантемира Балагова.

Про героев документальных лент – отдельно. Целый мир откроется на экране – насыщенный, любопытный, влекущий, со своими надеждами, ошибками, потерями, стремлениями, разочарованиями, влюбленностями. Белорусский журналист и фотограф Сергей Плыткевич, раскрывающий тайны природы, и немецкий режиссер Эли Роланд Захс, решивший принять ислам; жители города Чиатура (Западная Грузия), который превращается в “город-призрак”, и супружеские пары из Чехии с их заботами и проблемами; художник Лаури Силлак – вместо холстов он использует стены старого таллиннского дома, хранящего воспоминания о прошлом; Михал Вашински, режиссер, голливудский продюсер и польский аристократ в изгнании; композитор Олег Каравайчук, о котором дебютантка Юлия Бобкова сняла “Последний вальс”.

В интервью “Экрану и сцене” Игорь Сукманов сказал: “Национальное кино должно быть открыто для авторского высказывания. Это должен быть стержневой авторский кинематограф. Нынче в белорусском кино идут важные процессы, а с ними приходит главное. Появилась молодая генерация авторов, которые не рассчитывают ни на минкульт, ни на олигархов…. В руках у молодых достаточно дешевая техника, и она при этом позволяет делать качественное изображение и качественный продукт. А сами они объединяются в некие коммуны, где снимают кино, которое говорит о них самих. Так было когда-то с французской “новой волной”.

Я смотрю фильмы, возможно, несовершенные по меркам фон Триера и Альмодовара, но глубоко ими очарован, потому что слышу в них реальную жизнь, потому что вижу ситуации, построенные по законам драматургии, и мне интересно за всем этим наблюдать”.

Стоит отметить, что из восьми картин национального конкурса (девятая – “МЫ”, киноальманах режиссерских дебютных работ) – пять сняты женщинами-режиссерами.

В основном конкурсе игрового кино – двенадцать фильмов. Среди них “АРИТМИЯ” Бориса Хлебникова (она открывает фестиваль); “ПОРОРОКА” Константина Попеску (Румыния/Франция; приз “Серебряная раковина” МКФ в Сан-Себастьяне-2017 за лучшую мужскую роль); “КРОТКАЯ” Сергея Лозницы (Франция/Россия/Германия/Литва/Нидерланды/Украина), участвовавшая в конкурсе Канн; “НОЯБРЬ” Райнера Сарнета (Эстония/Нидерланды/Польша); “ГРАНАТОВЫЙ САД” Ильгара Наджафа (Азербайджан); “ТУРЕЦКОЕ СЕДЛО” Юсупа Разыкова, собравшее урожай наград в нынешнем киносезоне; “ХИБУЛА” Георгия Овашвили (Грузия/Германия/Франция), постановщика нашумевшего “Кукурузного острова”. В основном – копродукции, но нынче иначе кино не снимешь, средства на него собирают с мира по нитке.

Фестивальные показы проходят в пяти кинотеатрах Минска.

Алена ДМИТРИЕВА

  • Кадр из фильма “Кроткая”
«Экран и сцена»
№ 21 за 2017 год.