Недосказанность и завершенность

Жан-Мари ПЕРЬЕ. Джон Леннон в парижском отеле “Георг V”, 1965В двух московских галереях – две фотовыставки, интригующие, захватывающие. В Мультимедиа Арт Музее – Анри КАРТЬЕ-БРЕССОНА. В Центре фотографии имени братьев Люмьер – Жан-Мари ПЕРЬЕ.

…Трое мальчишек бегут в волны озера Танганьика. Картье-Брессон вспоминал, что когда он увидел этот черно-белый снимок Мартина Мункачи, сделанный в 1930 году, то вдруг осознал: “Фотография может обрести вечность через мгновение”. Именно этот снимок стал для него откровением и, сказав себе, как гласит легенда, “черт возьми”, он взял камеру и вышел с ней на улицу.

А на улице… Приманок для фотографа видимо-невидимо. К тому же “Leica” позволяла снимать в движении. Он и снимал – случайных прохожих, девочку в солнечном квадрате двора-колодца, мальчишек, играющих в ковбоев, спящую в поезде парочку, еще одну парочку – целующуюся в уличном кафе, человека, везущего на велосипеде контрабас, цыган, безработных, двух заболтавшихся старушек, Анри Матисса, рисующего с натуры голубей (Венеция, 1944 год), молодого Трумена Капоте. И так далее, и так далее.

Чтобы сделать снимки, порой становился невидимым. Исхитрялся стать невидимым. Потому изображение такое живое, естественное. Не сконструированное, а словно сотканное из света и тени.

Зарисовки, наблюдения. 1938 год. Визит короля Великобритании Георга VI в Париж. Георга VI в кадре нет. Есть две пожилые парижанки в ожидании появления короля. Подготовились основательно. Одна запаслась складным стульчиком, другая – зонтиком.

В фотоальбоме Картье-Брессона, представленном в Мультимедиа Арт Музее, работы 1932-1946 годов. В 1945-м он сделал один из самых пронзительных снимков – на нем ребенок, освобожденный из концлагеря Дессау. В нелепом, не по росту пальтишке и с зонтиком. Откуда зонтик, почему? Так, наверное, никогда и не узнаем…

В книге “Воображаемая реальность” Анри Картье-Брессон писал: “Для меня фотокамера – это блокнот, где я делаю свои наброски, это инструмент моей интуиции, порыва, повелитель мгновения, это то, что в рамках визуального мира одновременно задает вопрос и принимает решение. Необходимо фотографировать, сохраняя величайшее уважение к снимаемому сюжету и к себе самому”.

И еще из той же книги: “В незначительном пустяке порой кроется великий сюжет, мелкий субъективный штрих становится лейтмотивом. Мы видим, заставляем себя видеть окружающий мир как некое свидетельство, и вот оно становится событием… Что касается само-выражения, то существует тысяча и один способ подчеркнуть то, что нас привлекло. Так что оставим это в волнующей недосказанности. Не стоит больше говорить об этом…”

 

***

На снимках Жан-Мари Перье нет ничего случайного. Они тщательно выстроены, подогнаны, проработаны. Ни убавить, ни прибавить. Как эксклюзивная одежда “от кутюр”. Чистота линий, цвета, изысканность деталей, элегантность.

Фильм Бертрана Бонелло с Гаспаром Ульелем называется “Ив Сен-Лоран. Стиль – это я”. “Стиль – это он” можно сказать про Перье. Его и называют кутюрье французской фотографии. Сен-Лоран на одном из его снимков выглядывает в чуть раздвинутый ярко-красный занавес. Весь кадр залит красным. Сен-Лоран – в черном костюме, белой рубашке, в галстуке в белый горошек. Вот-вот начнется показ. Вот-вот начнется спектакль, где главным действующим лицом будет он.

В коллекции Перье – снимки Жан-Поля Готье, Кензо, Джона Гальяно, Джорджо Армани. Моника Беллуччи в платье от Dolce & Gabbana, но не само платье притягивает внимание (оно, без сомнения, идеально), а фон – красная стена, красная лестница, красные вазы и подсвечник.

Пьер Лагерфельд в наглухо закрытом черном пальто вписан в снежное покрывало, и черный зонт запорошен снегом (кстати, на зонтике логотип CHANEL). Черное на белом, белое на черном.

На фото ливерпульской четверки тоже доминирует красный (видимо, излюбленный цвет Перье) – красная полуоткрытая дверь. Музыканты ловко примостились друг над другом в ее проеме. А вот они обжили стремянку, в прямоугольник кадра “вживлен” треугольник лестницы, и в этом треугольнике – Пол Маккартни, как в домике.

Лучшие работы Перье сделаны в 60-е. Несколько лет назад его выставка в рамках очередного фестиваля “Мода и стиль в фотографии” так и называлась “Мои шестидесятые”: “Это была пора исключительной свободы и наивности”. Он сам и его герои были молоды, счастливы.

Перье снимал музыкантов, дизайнеров моды, актеров. Катрин Денев и Ален Делон, Серж Генсбур и Бельмондо, Эдди Митчелл и Сильви Вартан, Мик Джаггер, Джонни Холлидей, Натали Портман. Делал клипы, рекламные ролики, документальные и игровые фильмы.

Более сорока фотографий Перье на выставке в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Она откроется 22 сентября и продлится всю осень, добавив в нее, осень, красок и впечатлений.

Алена ДМИТРИЕВА

  • Пьер Лагерфельд, 1995
  • Джон Леннон в парижском отеле “Георг V”, 1965

Фото Жан-Мари ПЕРЬЕ

«Экран и сцена»
№ 18 за 2017 год.