Боевая парочка

 • Кадр из фильма “План побега”
“План побега”. Режиссер Микаэль Хофстрем.
Фильмов о том, что старый конь борозды не испортит, становится все больше – взять хотя бы франшизу “Неудержимые” – и можно размышлять, почему так происходит. Например, потому, что продолжительность жизни увеличилась, человечество стареет, и зрителю приятно видеть своих ровесников или думать о том, что и он через несколько лет будет еще ого-го. Или потому, что информации сейчас слишком много, ее трудно воспринимать, и опять же приятно ненадолго вернуться в прошлые времена, в собственную молодость, когда трава была зеленее, голова работала лучше, а с экранов смотрели герои – те же самые, что и сейчас.
Эти приятности вполне способны искупить недостатки фильма Микаэля Хофстрема “План побега”, к тому же и недостатков у этого славного экшна не так уж и много – например, можно предъявить некоторое количество претензий к актерской игре. Причем в самом начале плохо играют все – Сильвестр Сталлоне прямо-таки сочится чувством собственного достоинства, и это смешно. Зато невесело смотреть на Винсента Д’Онофрио, чья работа свелась к легкому выпучиванию глаз и постоянному вытиранию рук влажными салфетками. И на Эми Райан, чья героиня, слушая собеседника, постоянно наклоняет голову вбок, напоминая тем самым чересчур внимательного песика.
Герои Райан, Д’Онофрио и Сталлоне плюс программист Хаш, сыгранный Фифти Сентом, составляют бравую команду, получающую заказы от тюрем. Душа команды и основной исполнитель заказов, Рэй Бреслин (его и играет Сталлоне), садится на какое-то время в тюрьму, а затем сбегает оттуда и предоставляет руководству отчет о слабых местах учреждения. Когда-то Бреслин был юристом, и посаженный им уголовник сбежал из камеры и жестоко отомстил ему. С той поры Рэй провел полжизни в тюрьмах, улучшая пенитенциарную систему США.
И вот Бреслин получает очередной заказ и оказывается в очередной тюрьме – заключенные сидят в прозрачных кубах, небо не то что в клеточку, а его вообще не видно. Руководит тюрьмой лощеный садист мистер Хоббс (Джим Кэвизел, чья наиболее известная роль – Христос у Мела Гибсона), а коллеги Бреслина понятия не имеют, где он будет выполнять задание: Рэю вживили в руку чип, но по дороге в тюрьму его вырезали конвоиры. Становится ясно, что убежать отсюда будет непросто, и тут рядом оказывается собрат по несчастью. Эмиль Ротмайер (Арнольд Шварценеггер) и активно набивается в друзья.
Общение Сталлоне и Шварценеггера в кадре таит в себе много прелести – начать хотя бы с того, что раньше они вместе полноценно не работали (в “Неудержимых-2” у Шварценеггера очень небольшая роль), а вопрос “Если Шварц на Слая налезет, то кто кого сборет?” слишком долго оставался без ответа. Но в “Плане побега” ответа тоже не окажется: будет достойная драка, с гулкими, крепкими ударами, однако случится она по договоренности персонажей, и в какой-то момент Шварценеггер, подмигнув, напомнит: “Мы вообще-то притворяемся”. Будет соревнование в эрудиции – оба персонажа хорошо образованы, и после монолога Бреслина о том, насколько расширяется сталь при нагревании, Ротмайер скажет: “А ты вообще-то не выглядишь умным”. “Ты тоже”, – парирует Бреслин, и на лицах Шварценеггера и Сталлоне засветятся понимающие улыбки. Да и выглядят оба актера, прямо скажем, хорошо, смотреть на них одно удовольствие – Сталлоне чаще показывают в действии, зато Шварценеггер получше играет, сказались губернаторские годы.
То, как оба героя бегают, стреляют, искрометно шутят (прекрасна сцена, в которой Шварценеггер карикатурно молится Кэвизелу) и весело переглядываются, искупает и легкую затянутость некоторых эпизодов, и очевидные пробелы в работе тюремной охраны, и редкую доверчивость местного доктора (Сэм Нилл). Его герой Сталлоне призывает к совестливому поведению, лишь единожды упомянув о клятве Гиппократа – и доктор, как-то вечером хлебнув виски и перечитав клятву, решается помочь сообщникам. Фильм Микаэля Хофстрема не “Побег из Шоушенка” и даже не “Воздушная тюрьма”, но за то, что он отказался от идеи пригласить на главную роль Брюса Уиллиса и позвал-таки Сталлоне, ему можно простить вообще все.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена» № 20 за 2013 год.