Приграничный пейзаж

В башне Выборгского замка, упиравшейся в ночное небо, светилось одно-единственное окно. Манившее, дразнившее, завораживавшее. Днем, когда мы поднялись, едва переводя дыхание, по крутой лестнице на макушку башни, ворожба исчезла. Только дух захватило – от высоты и бескрайности. Через то самое окно открывались дали. И исторические тоже. В Европу прорубив окно, Петр I, как известно, надменного соседа не пощадил, и шведский флаг на башне Олафа по приказу Федора Апраксина, чьи войска осаждали Выборгский замок, был заменен петровским штандартом.

Организаторы Выборгского кинофестиваля “Окно в Европу” завоевывать никого не собирались. Пришли в этот город с мирными целями. И помыслы их были чисты и благородны: российское кино – в массы. А зритель в Выборге – редкостный. Благодарный, чуткий. Устроители “Окна…” относят это в большой степени на свой счет – мол, фестивальные годы не прошли для города бесследно. Возможно, что и так, но почва оказалась благодатной.

В Выборге кино любят. В Выборге кино ждут. Вообще-то они очень подходят друг другу: город и фестиваль. И уже двадцать пять лет вместе. Началось все в 1993-м, в том самом году, когда и сам кинематограф, и прокат находились в состоянии “слезы капали”. Режиссеры Савва Кулиш, Марлен Хуциев, режиссер-документалист Владимир Коновалов, композитор Микаэл Таривердиев, продюсеры Геворг Нерсисян и Александр Симонов затеяли тогда в приграничном городе фестиваль, чтобы кино было показано и увидено. Сколько же всего произошло за эти годы. Сколько фильмов, встреч, поездок, представленных проектов, круглых столов…

Сокуровский “Русский ковчег”, “Чеховские мотивы” Киры Муратовой, “Цветы календулы” Сергея Снежкина, пожалуй, лучший его фильм; анимационное “Адажио” Гарри Бардина, дипломная документальная короткометражка Игоря Волошина “Месиво”; документальные картины “Среда” и “Тише!” Виктора Косаковского, “Фрески” Александра Гутмана и “Портрет” Сергея Лозницы; режиссерский дебют Александра Баширова “Железная Пята Олигархии” и дебют Петра Буслова “Бумер”; презентация книги Веры Таривердиевой о Микаэле Таривердиеве и книги Паолы Волковой о Тарковском; показ “Мертвого сезона” к тридцатилетию фильма – мест в переполненном зале не хватило, зрители стояли вдоль стен; ретроспектива “Неизвестные шедевры 60-х”, подготовленная критиком Александром Шпагиным; путешествие в Хельсинки по приглашению финских коллег и так далее и так далее. И так далее растянулось на четверть века.

Нынешнее “Окно в Европу” – более 130 фильмов в конкурсах игрового кино “Осенние премьеры”, документального и анимационного кино, в конкурсных программах “Копродукция. Окно в мир”, “Выборгский счет”, во внеконкурсной программе “Выборгская премьера”, на специальных показах. Среди картин, включенных в “Осенние премьеры”, “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов” Александра Ханта (главный приз в секции “К Востоку от Запада” кинофестиваля в Карловых Варах), “То, что во мне” Гарика Сукачева, “Хармс” Ивана Болотникова, “Лавстори” Петра Тодоровского (сына Валерия Тодоровского и внука Петра Ефимовича Тодоровского – продолжение следует), “Анатомия измены” Николая Дрейдена, “Цензор” Константина Шелепова.

В жюри “Осенних премьер” – драматург Рустам Ибрагимбеков (председатель), режиссеры Юсуп Разыков и Роман Каримов, актеры Артур Смольянинов и Татьяна Колганова, писатель, переводчик Дмитрий Пучков (Goblin). Жюри документальных фильмов возглавляет ученый, документалист, бард Александр Городницкий (помните: “Над Канадой небо синее, Меж берез дожди косые. Хоть похоже на Россию, Только все же не Россия…”). Жюри анимации – режиссер Андрей Хржановский. Жюри копродукции – драматург Павел Финн.

На плакате 25-го “Окна в Европу” – Сергей Бодров. Его Данила Багров из фильма Алексея Балабанова “Брат”, вышедшего двадцать лет назад, стал символом 90-х. Критик Сергей Лаврентьев написал тогда о нем: “В наше кино пришел человек, которому суждено стать олицетворением Времени и Поколения… Данила Багров из “Брата” – это Мачек Хелмицкий из шедевра Анджея Вайды “Пепел и алмаз”. Их роднит чувство неразделенной любви к Родине”.

В Выборге также отметят двадцатилетие фильма Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе “Время танцора”. Но о нем, как и о самом фестивале, в одном из ближайших номеров “ЭС”.

 

Алена ДМИТРИЕВА

    «Экран и сцена»
№ 15 за 2017 год.