Культурная эволюция

• Иван РЫБАУЛИНС 24 по 27 октября в Культурном центре “Москвич” прошел театральный фестиваль “Октябрьский переворот”. Организаторы собрали в Текстильщиках лучшие спектакли “Открытой сцены”, показали видео-ретроспективу, провели перформансы и даже хип-хоп вечеринку. О результатах эксперимента по вынесению спектаклей молодых режиссеров за пределы Садового кольца мы побеседовали с продюсером “Открытой сцены” Иваном Рыбаулиным.

– Иван, для начала расскажи, пожалуйста, кому принадлежит идея организации “Октябрьского переворота”?

– Фестиваль проводился совместно командами “Открытой сцены” и Культурного центра “Москвич”. Идея зародилась, когда директор проекта Филипп Лось и продюсер Евгений Худяков посещали “Школу театрального лидера”, позже их поддержала создатель петербургского “ON.ТЕАТРА” Милена Авимская. Дело в том, что на периферии Москвы простаивает много больших пространств, в которых могли бы проходить не только занятия детских кружков и концерты Стаса Михайлова, но и хорошие спектакли. Молодая команда “Москвича” активно подхватила нашу инициативу, и это не единственная откликнувшаяся площадка. Например, с 29 ноября по 1 декабря похожее мероприятие пройдет во Дворце культуры “Салют” в Тушино.

– Тоже в форме фестиваля?

– Называться мероприятие будет “Семейный weekend”, но по сути, да, это трехдневный фестиваль. Договоренность есть и с Центром культуры и искусств “Меридиан” в районе Черемушки, и с “разбуженным” Культурным центром “ЗИЛ”. “Открытая сцена” сейчас уходит с прежнего места на Поварской, туда возвращается Анатолий Васильев. В нашей копилке уже немало спектаклей, в том числе хиты, что были показаны в видеозаписи на фестивале: “Пластилин” К.Серебренникова, “Сны Катерины” Д.Крымова и “Облом off” М.Угарова. Хочется развиваться дальше. Одно из важных направлений теперь – поддержка постановок на внетеатральных площадках. В Европе этот жанр уже довольно известен как “site-specific”.

– Такие спектакли как раз недавно были показаны на фестивале “Территория” в проекте “Живые пространства”. Как думаешь, теоретически они могли бы войти в афишу “Открытой сцены”?

– Безусловно, если у ребят будет желание, мы с радостью их примем. Лично мне это было бы интересно. Например, в октябре мы играли спектакль Дениса Азарова “Публичное чтение”, созданный специально для библиотек. Премьера прошла в библиотеке Союза театральных деятелей, следующие показы назначены 14 и 15 ноября там же, а 18 и 19 ноября в медиацентре “Проспект”.

– Пьесу написал, по-моему, Валерий Печейкин?

– Да, он. Это была рискованная инициатива: и Валера Печейкин не Островский, и люди пришли разные, кто-то попал случайно, прямо с улицы. Но спектакль приняли очень хорошо. Таким образом, у “Открытой сцены” сейчас три основных направления: поддержка молодых и талантливых режиссеров, дальнейшие шаги за пределы Садового кольца и создание спектаклей в жанре “site-specific”.

– Иван, возвращаясь к фестивалю, как отбирались спектакли? Программа получилась впечатляющая.

– Знаешь, далеко не каждый режиссер согласится переносить в условный «КЦ “Москвич”» спектакль, обычно играющийся в маленьком пространстве, или спектакль, который он выпустил на сцене какого-то очень модного театра в центре Москвы. Приглашали тех, кто сам был готов на эту авантюру.

– А как молодому автору попасть под крыло “Открытой сцены”?

– Мы являемся связующим звеном между режиссерами и Департаментом культуры Москвы. На сайте “Открытой сцены” (o-stage.ru) есть вкладка “Гранты”, там же с февраля по март можно подать заявку уже на следующий сезон. Это такая очень хорошая история про государственную поддержку молодых режиссеров, которым сложно попасть с наскока в репертуарные театры. А потом, глядишь, через десять лет они эти самые театры и возглавляют. Мы такие примеры знаем. (Смеется.)

– Правильно я понимаю, что “Октябрьский переворот” был вашим первым масштабным опытом за пределами Садового кольца? Как ты оцениваешь результаты? Мне показалось, возникли некоторые проблемы с привлечением зрителя…

– Да, “Октябрьский переворот” – наш первый крупный опыт децентрализации культуры в Москве. Людей могло прийти и гораздо меньше, ведь никто никогда не проводил театральных фестивалей в Текстильщиках. Но на спектакле “Зажги мой огонь” Юрия Муравицкого, который обычно играется в подвальчике Театра.doc, заполнился зал-тысячник! Экспериментальные постановки в малом зале: “Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются” выпускников курса Е.Каменьковича и Д.Крымова, work-in-progress “В ожидании Годо” Кирилла Вытоптова – собрали полный зал на 150 мест. Это было неожиданно и, я думаю, для первого раза очень неплохо.

– А был ли на “Октябрьском перевороте” спектакль, который лично тебя удивил как зрителя?

– Конечно! Когда организуешь фестиваль, восприятие зашоривается, спектакли превращаются в некую абстракцию. Но я зашел в первый день на “Части тела” Вячеслава Игнатова и Дениса Бородицкого, который видел на репетициях из-за кулис, и вдруг понял, что это очень красивая постановка. И вот я сел – и смотрел не отрываясь. В такие моменты понимаешь, что твоя ежедневная работа имеет какой-то особенный смысл.

Беседовала
Александра СОЛДАТОВА
«Экран и сцена» № 21 за 2013 год.